Главный герой повести - старый казак Тарас Бульба. Он «был один из числа коренных, старых полковников. Тарас «настолько любил простую жизнь казаков», что большую часть жизни проводил в Запорожской Сечи. К оседлой домашней жизни, как и ко всем другим занятиям, не имевшим отношения к военной службе, старый казак относился пренебрежительно, поскольку все его надежды, устремления, вся жизнь связаны были с борьбой за независимость родины. Поэтому самый страшный грех, который может совершить человек, по мнению Тараса Бульбы, — это предательство товарищей и предательство обычаев предков. К своим товарищам по оружию Тарас относится трогательно, бережно, ради их ему не жаль даже собственной жизни. Перед решающим, самым страшным боем, выбранный атаман Тарас Бульба находит нужное слово, чтобы подбодрить и объединить людей. Горячий отклик в душах запорожцев находят слова атамана, что «нет уз святее товарищества!» Поступки Андрия идут вразрез с жизненными установками Тараса Бульбы. Не может стерпеть Тарас измены и предательства. Он убивает свою любовь — своего младшего сына Андрия, пресекая тем самым его возможные дальнейшие злодеяния и выполняя свой долг перед собой и перед боевыми товарищами. Беда не ходит одна. Вслед за убийством Андрия старший сын Тараса Остап попадает в плен. Ему грозит смертная казнь. Подвергая свою жизнь опасности, пробирается Тарас Бульба в город в надежде в последний раз увидеть своего сына и поддержать его, если потребуется. Так Тарас Бульба потерял двух своих сыновей. Эта трагедия превратила его из жизнерадостного и общительного человека в замкнутого и мрачного. Он стал еще беспощаднее к врагам, исчезла последняя жалость и сострадание. Пережитая трагедия не поколебала веры Тараса в справедливость и необходимость борьбы против захватчиков. В конце повести полякам удалось-таки захватить могучего запорожца, однако «не старость была виною: сила одолела силу». В последний миг опять не о себе думает Тарас. Со своей высоты подсказывает он боевым товарищам, что нужно делать, и этим их от верной гибели.
В авторском отступлении в 1 главе,Гоголь размышляет над темой чиновников-воров,которые становятся государственными уважаемыми людьми ,а затем хлебосольными помещиками,славными барами.Автор высмеивает представителей русского дворянства,различить которых можно лишь по "плотности" их фигур,поскольку они все невежественны, глупы и вопроса об их интеллигентности,духовности и нравственности даже не возникает.Чичиков попадает на домашний приём к губернатору, знакомясь с местным дворянством,он моментально делит его на "толстых" и "тонких".
"Толстые"-это власть имущие управленцы,прочно сидящие на важных местах чиновники.Они не занимают маленькие посты,а усаживаются на значимые места,сместить с которых их невозможно."Толстые" не суетятся,не заигрывают с дамами,а лишь наблюдают.Они не любят внешний блеск,их добротные фраки не совсем по фигуре,а коротко стриженные головы круглы и крепки.
"Тонкие"-выполняют чьи-то поручения,числятся на службе.Вилять и изворачиваться им приходится для существования, лёгкого, воздушного,но весьма ненадёжного.Они всецело зависимы от "толстых",от их подачей и благосклонности.Увиваясь за дами и следя за безупречностью внешнего вида,они закладывают последние "души" в ломбарды,живя в долг.
Гоголь возмущён дворянством,чиновничеством России,где должности и почёт у далеко не умных людей,оставляющих огромное наследство лишь своим "тонким" отпрыскам.
В авторском отступлении в 1 главе,Гоголь размышляет над темой чиновников-воров,которые становятся государственными уважаемыми людьми ,а затем хлебосольными помещиками,славными барами.Автор высмеивает представителей русского дворянства,различить которых можно лишь по "плотности" их фигур,поскольку они все невежественны, глупы и вопроса об их интеллигентности,духовности и нравственности даже не возникает.Чичиков попадает на домашний приём к губернатору, знакомясь с местным дворянством,он моментально делит его на "толстых" и "тонких".
"Толстые"-это власть имущие управленцы,прочно сидящие на важных местах чиновники.Они не занимают маленькие посты,а усаживаются на значимые места,сместить с которых их невозможно."Толстые" не суетятся,не заигрывают с дамами,а лишь наблюдают.Они не любят внешний блеск,их добротные фраки не совсем по фигуре,а коротко стриженные головы круглы и крепки.
"Тонкие"-выполняют чьи-то поручения,числятся на службе.Вилять и изворачиваться им приходится для существования, лёгкого, воздушного,но весьма ненадёжного.Они всецело зависимы от "толстых",от их подачей и благосклонности.Увиваясь за дами и следя за безупречностью внешнего вида,они закладывают последние "души" в ломбарды,живя в долг.
Гоголь возмущён дворянством,чиновничеством России,где должности и почёт у далеко не умных людей,оставляющих огромное наследство лишь своим "тонким" отпрыскам.