Герой романа айвенго выступает выразителем кодекса рыцарских идей, взглядов, поведения. обязанность истинного рыцаря – быть сторонником более слабой партии, слабейшего из правящих лагерей. в данном случае конфликт между королем джоном, находящимся у власти и имеющего при себе ряд сторонников, и ричардом, который только собирался нанести решающий удар своим появлением на политической арене. айвенго как истинный рыцарь был предан ричарду и искренне надеялся, что последний, вернувшись, разрушит все коварные планы джона и восстановит в стране справедливость. попадая раненым в замок реджинальда фрон де бефа, по сути такого же рыцаря, хозяин замка приставляет ухаживать за ним. это не случайный сюжетный поворот и не жест доброй воли: хоть фрон де беф и является отрицательным героем романа, строгие понятия о рыцарской чести запрещали совершать какое-либо насилие над рыцарем, находившемся в состоянии. однако, человеку, искушенному в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги. поэтому айвенго героически рвется в бой, стремится в самое пекло событий, особенно тогда, когда по ту сторону комнаты, где он находится, происходит активное осаждение замка. «ведь бой – наш хлеб насущный , дым сражения – тот воздух, которым мы дышим! мы не живем и не хотим жить иначе, как окруженные ореолом победы и славы! таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни». таким образом, награда рыцаря – слава, лишь она увековечит имя героя. рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, ничего не бояться, кроме неслави. самое страшное преступление рыцаря – измена чести и долгу. а преступление карается смертью, поэтому наказание неизбежно (фон де беф и бриан де буагильбер). рыцарство – источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетенных, защита обиженных, оплот против произвола властителей. без него дворянская честь была бы пустым звуком. в образе вымышленного айвенго соблюдены все принципы и законы ратного духа средневекового рыцаря. на эти самоотверженные истины поставлен весь сюжет романа и именно они являются как бы канвой всего произведения, через которую читатели многих поколений могут воссоздать тип достойного и верного своему делу человека и восстановить достоверный, истинный облик настоящего мужчины, ведь особенно это тяжело сделать в 21 веке, когда все идеалы и образцы поведения так беспощадно попраны и безвозвратно утрачены.
Земли возводится к временам ноя. три его сына поделили землю: симу достался восток: бактрия, аравия, индия, месопотамия, персия, мидия, сирия и финикия. хаму достался юг: египет, ливия, мавритания, нумидия, эфиопия, но также вифиния, киликия, троада, фригия, памфилия, кипр, крит, сардиния. яфету (словен. афетъ) достался северо-запад: армения, британия, иллирия, далмация, иония, македония, мидия, пафлагония, каппадокия, скифия и фессалия. потомками яфета названы варяги, немцы, русь, шведы (словен. свеи). в начале человечество составляло народ, но после вавилонского столпотворения из яфетидов выделились норики, которые суть славяне. исходной прародиной славян названы берега реки дунай в районе венгрии, иллирии и болгарии. вследствие агрессии волохов часть славян ушла на вислу (поляки), а другая — к днепру (древляне и поляне), к двине (дреговичи) и озеру ильмень (словене). расселение славян возводится ко временам апостола андрея, который гостил у славян на ильмене. поляне основали киев и назвали его в честь своего князя кия. другими древними славянскими названы словенский новгород и кривичский смоленск. затем при царе ираклии дунайские славяне испытали нашествие болгар, угров, обров и печенегов. однако днепровские славяне попали в зависимость от хазар. первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда начала называться земля, а русь впервые появилась в царьграде. в 859 году восточная европа была поделена между варягами и хазарами. первые брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди, а вторые — с полян, северян и вятичей. попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году к междоусобицам и закончилась призванием варягов. землю основали три брата рюрик (ладога), трувор (изборск) и синеус (белоозеро). вскоре рюрик стал единоличным правителем страны. он основал новгород и ставил своих наместников в муроме, полоцке и ростове. в киеве образовалось особое варяжское государство во главе с аскольдом и диром, которое тревожило набегами византию. в 882 году преемник рюрика князь олег захватил смоленск, любеч и киев, объединив два -варяжских государства. в 883 году олег покорил древлян, а в 884—885 году покорил хазарских данников радимичей и северян. в 907 году олег предпринял крупный морской поход на ладьях в византию, результатом которого стал договор с греками. после смерти олега от укуса змеи стал княжить игорь, который воевал с древлянами, печенегами и греками. русы первоначально были заморскими варягами, но постепенно слились с полянами, так что летописец мог сказать, что поляне ныне называются русью. деньгами русов были гривны, а поклонялись они перуну. игоря убили взбунтовавшиеся древляне, а его трон унаследовала его жена ольга, которая при варяжских воевод свенельда и асмуда жестоко отомстила, убив свыше 5 тысяч древлян. ольга правила как регент при своем сыне святославе. возмужав, святослав покорил вятичей, ясов, касогов и хазар, а затем воевал на дунае против греков. возвращаясь после одного из походов на греков, святослав попал в засаду печенегов и погиб. от святослава княжий престол перешел ярополку, правление которого было осложнено междоусобицей. ярополк победил своего брата и владетеля древлянского олега, но погиб от варягов другого брата владимира. владимир вначале отослал варягов, унифицировал языческий пантеон, но затем принял христианство. в годы его правления были войны с поляками, ятвягами, вятичами, радимичами и волжскими болгарами. после смерти владимира в киеве начал княжить святополк. за жестокую расправу над братьями его прозвали окаянным. он был свергнут своим братом ярославом. оппозицию новому князю составил правитель тмутараканский мстислав. после окончания усобицы ярослав построил каменные стены в киеве и собор св. софии. после смерти ярослава земля вновь распалась. в киеве правил изяслав, в чернигове святослав, во владимире игорь, в переяславле всеволод, в тмутаракани ростислав. в усобице верх одержал всеволод. после всеволода киевом правил святополк, которого сменил владимир мономах. польза чтения заключается в укреплении памяти. сюжет складывается из обилия мельчайших деталей. для его понимания читатель должен запоминать имена персонажей, их черты характера, внешность, действия. позволив романам, детективам, триллерам в мягких и твердых обложках стать частью своей жизни, люди замечают, насколько вырастает их способность к запоминанию необходимой информации в быту и на работе.