В работах о творчестве Ф. И. Тютчева неоднократно отмечалась особая внесловесная природа созданного им поэтического мира. Определяя позицию поэта по отношению к нему, современники называли его "философом" (Ф. М. Достоевский), сам себя он назвал "зрителем", перед которым развертывается "зрелище божьего суда", в современном исследовании пейзажной лирики он назван "наблюдателем" природного мира 1 . Эта природа поэтического слова в лирике Тютчева обусловлена трансцендентностью поэтического "я" и экзистенциальным оттенком его позиции во времени и в пространстве, характерным для многих стихотворений.
Ю. М. Лотман пишет, что "поэтический мир Тютчева реализуется только в слове, но фактически лежит за его пределами. Более того, он лишь с известной напряженностью реализуется в слове. Одновременно и мир житейских впечатлений, и весь хаос бытия неадекватны словарю обыденной речи. Это и определено Тютчевым, как отношение "невыразимости", борьба с которым и создает специфику тютчевского слова, героическую победу пророка над косноязычием" 2 .
Центральным образом этой "невыразимости", на наш взгляд, своего рода поэтическим манифестом особой природы собственного слова является стихотворение Тютчева "Silentium!" (1830?, опубл. 1833). Входя в группу ранних публикаций, стихотворение выступает у Тютчева одним из первых произведений, содержащих столь особую творческую рефлексию, по сравнению с предшествующей русской поэтической традицией.
Загадкой своего смысла "Silentium!" постоянно привлекает внимание исследователей и критиков, которые давали стихотворению разные, иногда даже диаметральные истолкования 3 . Вслед за Л. Пумпянским чаще всего стихотворение связывают с немецкой романтической традицией, которую Тютчев перенял от Жуковского и впрямую от близких ему немецких романтиков. Мистическая тема стихотворения соотносима с романтической поэзией откровений, когда человеческая душа сливается с душой мира, ее почвой являются идеи философии Беме, Шеллинга, Шопенгауэра 4 . Продолжая намеченные переклички с немецкой традицией, В. Н. Касаткина отмечает, что "Silentium!" содержит романтическую "оппозицию внешнего и внутреннего". Внутренний мир рассматривается как нечто идеальное, самоценное, самодостаточное. Одна из тенденций лирики поэта, выразившаяся в стихотворении, - "стремление личности сохранить в неприкосновенности нравственный мир души от посягательств "бессмертной пошлости людской", отсюда призыв к молчанию, к жизни в себе" 5 . Таким образом, романтическая оппозиция внутреннего-внешнего отзывается позднее в любовной лирике поэта.
1) " Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он
создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда
влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве."
2) " - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за
поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?"
3) "Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально
глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но услыша о таком
страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на
детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, - и никто бы не
мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах."
4) не нашла.. сам поищи...
5) тоже не нашла...
6)"он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в
академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Бульба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею."
7) "- Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и
будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли,чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.."
В работах о творчестве Ф. И. Тютчева неоднократно отмечалась особая внесловесная природа созданного им поэтического мира. Определяя позицию поэта по отношению к нему, современники называли его "философом" (Ф. М. Достоевский), сам себя он назвал "зрителем", перед которым развертывается "зрелище божьего суда", в современном исследовании пейзажной лирики он назван "наблюдателем" природного мира 1 . Эта природа поэтического слова в лирике Тютчева обусловлена трансцендентностью поэтического "я" и экзистенциальным оттенком его позиции во времени и в пространстве, характерным для многих стихотворений.
Ю. М. Лотман пишет, что "поэтический мир Тютчева реализуется только в слове, но фактически лежит за его пределами. Более того, он лишь с известной напряженностью реализуется в слове. Одновременно и мир житейских впечатлений, и весь хаос бытия неадекватны словарю обыденной речи. Это и определено Тютчевым, как отношение "невыразимости", борьба с которым и создает специфику тютчевского слова, героическую победу пророка над косноязычием" 2 .
Центральным образом этой "невыразимости", на наш взгляд, своего рода поэтическим манифестом особой природы собственного слова является стихотворение Тютчева "Silentium!" (1830?, опубл. 1833). Входя в группу ранних публикаций, стихотворение выступает у Тютчева одним из первых произведений, содержащих столь особую творческую рефлексию, по сравнению с предшествующей русской поэтической традицией.
Загадкой своего смысла "Silentium!" постоянно привлекает внимание исследователей и критиков, которые давали стихотворению разные, иногда даже диаметральные истолкования 3 . Вслед за Л. Пумпянским чаще всего стихотворение связывают с немецкой романтической традицией, которую Тютчев перенял от Жуковского и впрямую от близких ему немецких романтиков. Мистическая тема стихотворения соотносима с романтической поэзией откровений, когда человеческая душа сливается с душой мира, ее почвой являются идеи философии Беме, Шеллинга, Шопенгауэра 4 . Продолжая намеченные переклички с немецкой традицией, В. Н. Касаткина отмечает, что "Silentium!" содержит романтическую "оппозицию внешнего и внутреннего". Внутренний мир рассматривается как нечто идеальное, самоценное, самодостаточное. Одна из тенденций лирики поэта, выразившаяся в стихотворении, - "стремление личности сохранить в неприкосновенности нравственный мир души от посягательств "бессмертной пошлости людской", отсюда призыв к молчанию, к жизни в себе" 5 . Таким образом, романтическая оппозиция внутреннего-внешнего отзывается позднее в любовной лирике поэта.
1) " Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он
создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда
влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве."
2) " - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за
поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?"
3) "Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально
глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но услыша о таком
страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на
детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, - и никто бы не
мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах."
4) не нашла.. сам поищи...
5) тоже не нашла...
6)"он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в
академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Бульба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею."
7) "- Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и
будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли,чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.."