Уральск – единственный город Казахстана в котором побывали писатели, чьи имена составляют гордость мировой литературы: И. А. Крылов, В. Г. Короленко, В. И. Даль, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. А. Шолохов, Г. Тукай, К. А. Федин, В. В. Бианки, В. П. Правдухин. На многих домах города есть мемориальные доски с их именами. Богатое историческое города вдохновляло поэтов и писателей, посещающих эти места. Результатом поездок в Уральск у А. С. Пушкина явились «История Пугачева» и «Капитанская дочка», у В. Г. Короленко – «У казаков» и «В краю пугачевских легенд». М. А. Шолохов писал здесь главы романа «Они сражались за Родину». В 1900 году великий русский писатель Владимир Галактионович Короленко, совершавший поездку в Уральск, останавливался в Илеке и ночевал в гостинице в здании "чайной". Об этом он написал в своей книге очерков "У казаков", где ярко и красочно описал удивившую его своим своеобразием природу уральских степей. В. Г. Короленко работал в архиве Уральского казачьего войска с июня по сентябрь 1900 года, искал свидетельства событий Пугачевского бунта, написал очерки «У казаков» и «Пугачевская легенда на Урале». Детство великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова проходило в Яицком городке и в Оренбурге во время казачьего восстания. Маленький Ваня Крылов, сын капитана Андрея Крылова, коменданта гарнизона правительственных войск, провел при своем отце всю осаду крепости Михайло-Архангельского собора пугачевским войском. Его отец — капитан Андрей Прохорович Крылов — служил тогда коменданта Яицкого городка. Вместе с тремя тысячами верных императрице солдат и офицеров, будучи осажден в Михайло-Архангельском соборе, испытывая муки голода, капитан Крылов не сдал позиций. Жена Крылова во время военных событий находилась с четырехлетним сыном в Оренбурге, также осажденном Пугачевым. И. А. Крылов рассказал Пушкину, что Пугачев угрожал его отцу в случае отказа сдаться повесить не только его самого, но и его жену с малолетним сыном. Рассказы Ивана Крылова Пушкин гениально вплел в ткань романа «Капитанская дочка». Он проявил беспримерную храбрость и находчивость при обороне Яицкой крепости. В творчестве Крылова встречается и тема Уральска, например, некоторые слова, употребляющиеся. Очень примечателен для ценителей литературного краеведения и то факт, что воспоминания Крылова мог использовать и А. С. Пушкин в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Будущий автор словаря, Владимир Иванович Даль, в течение восьми лет своей службы в Оренбурге неоднократно предпринимал поездки в Уральск и приуральные степи. В год визита в Уральск Пушкина — 1833 Даль в течение12 недель кочевал между казацкими станицами и казахскими аулами, записывал песни и сказания, одним из первых изучал казахские эпосы и знакомил Россию со степью в рассказах «Майна», «Бикей и Мауляна». Пользовался огромным уважением за свою честность и интерес к краю. Акын Махамбет Утемисов писал оренбургскому генерал-губернатору Перовскому — «…пришли праведных чиновников, которые бы вникли в бедственное положение… Особенно мы желаем, чтобы жалобы наши были исследованы господином подполковником Далем» Поэт Василий Андреевич Жуковский сопровождал своего воспитанника, наследника престола, будущего императора Александра II при его визите в 1837 году. Интересно, что Даль, также бывший в поездке с цесаревичем, записал слова одной старой казачки — «царского племени не видывали от самого от государя Петра Федоровича…» Лев Николаевич Толстой гостил в 1862 году у своего товарища по Севастополю наказного атамана А. Д. Столыпина, отца будущего реформатора, по впечатлениям от поездки написал повесть «Казаки». «… Живем мы в кибитке, погода прекрасная...
Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров) .
«Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен.. . Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными... » (А. С. Пушкин) .
«Молодой Чацкий похож на Стародума.. . В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного... » (77. А. Вяземский) .
«...В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский) .
«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего» . Чацкий является идеологом «века нынешнего» . Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.
Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки...») ; к образованию («...Чтоб грамоте никто не знал и не учился») ; к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея...») ; к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели...») ; к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица...») ; к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных...») .
Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.
Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.
Первый монолог — экспозиция («Ну что ваш батюшка?..») . Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.
Второй монолог («И точно, начал свет глупеть...» ) — завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего» .
Третий монолог («А судьи кто?» ) — развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.
Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.
Пятый монолог («В той комнате незначащая встреча...» ) — кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.
Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом...» ) — развязка сюжета.
В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит) .
Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет» , — характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.
В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий по-знанья») .
Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого («Свежо предание, а верится с трудом...»)
В 1900 году великий русский писатель Владимир Галактионович Короленко, совершавший поездку в Уральск, останавливался в Илеке и ночевал в гостинице в здании "чайной". Об этом он написал в своей книге очерков "У казаков", где ярко и красочно описал удивившую его своим своеобразием природу уральских степей. В. Г. Короленко работал в архиве Уральского казачьего войска с июня по сентябрь 1900 года, искал свидетельства событий Пугачевского бунта, написал очерки «У казаков» и «Пугачевская легенда на Урале».
Детство великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова проходило в Яицком городке и в Оренбурге во время казачьего восстания. Маленький Ваня Крылов, сын капитана Андрея Крылова, коменданта гарнизона правительственных войск, провел при своем отце всю осаду крепости Михайло-Архангельского собора пугачевским войском. Его отец — капитан Андрей Прохорович Крылов — служил тогда коменданта Яицкого городка. Вместе с тремя тысячами верных императрице солдат и офицеров, будучи осажден в Михайло-Архангельском соборе, испытывая муки голода, капитан Крылов не сдал позиций. Жена Крылова во время военных событий находилась с четырехлетним сыном в Оренбурге, также осажденном Пугачевым. И. А. Крылов рассказал Пушкину, что Пугачев угрожал его отцу в случае отказа сдаться повесить не только его самого, но и его жену с малолетним сыном. Рассказы Ивана Крылова Пушкин гениально вплел в ткань романа «Капитанская дочка». Он проявил беспримерную храбрость и находчивость при обороне Яицкой крепости.
В творчестве Крылова встречается и тема Уральска, например, некоторые слова, употребляющиеся. Очень примечателен для ценителей литературного краеведения и то факт, что воспоминания Крылова мог использовать и А. С. Пушкин в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».
Будущий автор словаря, Владимир Иванович Даль, в течение восьми лет
своей службы в Оренбурге неоднократно предпринимал поездки в Уральск и приуральные степи. В год визита в Уральск Пушкина — 1833 Даль в течение12
недель кочевал между казацкими станицами и казахскими аулами, записывал песни и сказания, одним из первых изучал казахские эпосы и знакомил Россию со степью в рассказах «Майна», «Бикей и Мауляна». Пользовался огромным уважением за свою честность и интерес к краю. Акын Махамбет Утемисов писал оренбургскому генерал-губернатору Перовскому — «…пришли праведных чиновников, которые бы вникли в бедственное положение… Особенно мы желаем, чтобы жалобы наши были исследованы господином подполковником Далем»
Поэт Василий Андреевич Жуковский сопровождал своего воспитанника, наследника престола, будущего императора Александра II при его визите в 1837 году. Интересно, что Даль, также бывший в поездке с цесаревичем, записал слова одной старой казачки — «царского племени не видывали от самого от государя Петра Федоровича…»
Лев Николаевич Толстой гостил в 1862 году у своего товарища по Севастополю наказного атамана А. Д. Столыпина, отца будущего реформатора, по впечатлениям от поездки написал повесть «Казаки». «… Живем мы в кибитке, погода прекрасная...
Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров) .
«Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен.. . Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными... » (А. С. Пушкин) .
«Молодой Чацкий похож на Стародума.. . В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного... » (77. А. Вяземский) .
«...В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский) .
«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего» . Чацкий является идеологом «века нынешнего» . Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.
Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки...») ; к образованию («...Чтоб грамоте никто не знал и не учился») ; к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея...») ; к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели...») ; к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица...») ; к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных...») .
Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.
Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.
Первый монолог — экспозиция («Ну что ваш батюшка?..») . Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.
Второй монолог («И точно, начал свет глупеть...» ) — завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего» .
Третий монолог («А судьи кто?» ) — развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.
Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.
Пятый монолог («В той комнате незначащая встреча...» ) — кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.
Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом...» ) — развязка сюжета.
В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит) .
Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет» , — характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.
В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий по-знанья») .
Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого («Свежо предание, а верится с трудом...»)