Гродно - общая информация о городе: описание, история, фото Гро́дно — город в Белоруссии, административный центр Гродненской области. Город расположен в западной части области, на берегах реки Неман, на границе с Польшей и Литвой (в 15 и 30 км соответственно). Узел автомобильных и железнодорожных путей. Население по состоянию на 1 ноября 2013 года — 355 737 человек (перепись 2009 года — 327 540 человек. Главой города является председатель городского исполнительного комитета (горисполкома). Гродно — один из самых старых городов Белоруссии. Он впервые упоминается в летописях в 1005 году . Датой основания города является 1128 год . В 1376 году Гродно был присоединен к владениям князя Витовта. Начиная с 1569 года город находится в составе Речи Посполитой. В 1795 году Гродно был присоединен к Российской империи, а в 1801 году стал губернским городом. В 1863 году город был центром польского восстания в Белоруссии. В 1912 году вокруг города было начато строительство Гродненской крепости. В связи с началом Первой мировой войны, закончить эти работы не удалось. 2 сентября 1915 года город был захвачен германской армией. В июле 1920 года город перешёл под советский контроль, но в уже в октябре того же года перешёл под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 года. 23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками (18 сентября 1941 года Гродно был включен в состав германского округа «Белосток» нем. Bezirk Bialystok (а в его составе нем. Kreisskomissariat Plötz). 16 июля 1944 года Гродно был освобожден советской армией, 20 сентября 1944 года Гродно стал административным центром вновь созданной Гродненской области. Этот статус город сохранил и после образования Республики Беларусь в 1991 году. Ведущими отраслями в городе являются машиностроение и металлообработка, химическая, текстильная, кожевенно-обувная, стройматериалов. Наиболее крупные предприятия — ОАО «Гродно Азот» (в состав которого входит ПТК «Химволокно») и ОАО «Белкард». Гродно разделен на два административных района — Ленинский и Октябрьский. История Гродно известен с начала XII века, когда городенский князь Всеволодко впервые упоминается в русских летописях. Именно тогда город впервые стал известен как центр Городенского княжества — удельного княжества в составе Древнерусского государства. Городенское княжество считается первой формой государственности на территории Чёрной Руси. За свою историю город являлся центром различных административно-территориальных единиц Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза и независимой Республики Беларусь, где он является областным центром; расположен недалеко от государственной границы с Польшей и Литвой. Гродно — один из старейших городов на территории Белоруссии. Археологические раскопки показывают, что в конце I — начале II тысячелетия Гродненщину населяли в основном балтские ятвяги и литва и расширявшие свое присутствие славянские дреговичи; первые славянские поселения на территории будущего Гродно появились в X веке на высоком берегу в устье рек Городничанка и Неман. В XII веке на месте этих поселений возник город, располагавшийся на пересечении торговых путей, и изначально представлявший собой небольшую крепость с укреплённым торговым городком. Начиная с XII века и до сегодняшнего дня Городен (Гародня, Городенъ) всегда являлся приграничным и часто использовался как пограничный форпост различных государственных образований.
Поиски счастья — основная тема многих произведений русских писателей Весьма своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, лицемерную и агрессивную политику византийских "святош". Их языческие поклонения были гораздо ближе простому народу.
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо —на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень! " Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее".
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.
Гро́дно — город в Белоруссии, административный центр Гродненской области.
Город расположен в западной части области, на берегах реки Неман, на границе с Польшей и Литвой (в 15 и 30 км соответственно). Узел автомобильных и железнодорожных путей. Население по состоянию на 1 ноября 2013 года — 355 737 человек (перепись 2009 года — 327 540 человек. Главой города является председатель городского исполнительного комитета (горисполкома).
Гродно — один из самых старых городов Белоруссии. Он впервые упоминается в летописях в 1005 году . Датой основания города является 1128 год . В 1376 году Гродно был присоединен к владениям князя Витовта. Начиная с 1569 года город находится в составе Речи Посполитой. В 1795 году Гродно был присоединен к Российской империи, а в 1801 году стал губернским городом. В 1863 году город был центром польского восстания в Белоруссии. В 1912 году вокруг города было начато строительство Гродненской крепости. В связи с началом Первой мировой войны, закончить эти работы не удалось. 2 сентября 1915 года город был захвачен германской армией.
В июле 1920 года город перешёл под советский контроль, но в уже в октябре того же года перешёл под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 года.
23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками (18 сентября 1941 года Гродно был включен в состав германского округа «Белосток» нем. Bezirk Bialystok (а в его составе нем. Kreisskomissariat Plötz). 16 июля 1944 года Гродно был освобожден советской армией, 20 сентября 1944 года Гродно стал административным центром вновь созданной Гродненской области. Этот статус город сохранил и после образования Республики Беларусь в 1991 году.
Ведущими отраслями в городе являются машиностроение и металлообработка, химическая, текстильная, кожевенно-обувная, стройматериалов. Наиболее крупные предприятия — ОАО «Гродно Азот» (в состав которого входит ПТК «Химволокно») и ОАО «Белкард».
Гродно разделен на два административных района — Ленинский и Октябрьский.
История
Гродно известен с начала XII века, когда городенский князь Всеволодко впервые упоминается в русских летописях. Именно тогда город впервые стал известен как центр Городенского княжества — удельного княжества в составе Древнерусского государства. Городенское княжество считается первой формой государственности на территории Чёрной Руси.
За свою историю город являлся центром различных административно-территориальных единиц Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза и независимой Республики Беларусь, где он является областным центром; расположен недалеко от государственной границы с Польшей и Литвой.
Гродно — один из старейших городов на территории Белоруссии. Археологические раскопки показывают, что в конце I — начале II тысячелетия Гродненщину населяли в основном балтские ятвяги и литва и расширявшие свое присутствие славянские дреговичи; первые славянские поселения на территории будущего Гродно появились в X веке на высоком берегу в устье рек Городничанка и Неман. В XII веке на месте этих поселений возник город, располагавшийся на пересечении торговых путей, и изначально представлявший собой небольшую крепость с укреплённым торговым городком.
Начиная с XII века и до сегодняшнего дня Городен (Гародня, Городенъ) всегда являлся приграничным и часто использовался как пограничный форпост различных государственных образований.
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо —на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень! " Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее".
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.