Эпоха, отраженная в комедии. (общественный подъем после войны 1812 года. ожидание перемен. разделение общества на реформаторов и консерваторов. чацкий и молчалин — представители «века нынешнего» и «века минувшего».) чацкий и молчалин — люди противоположных жизненных позиций. общие черты. (оба молоды, умны, образованны, вхожи в общество фамусова, по-особому относятся к софье.) различия. положение в обществе (с точки зрения каждого). (чацкий — блестящий юноша-дворянин, отличается независимостью взглядов; вернулся из-за границы. «славно пишет, переводит». для молчалина чацкий — неудачник (в любви, в жизни: «не дались чины, по службе неуспех»). молчалин — в глазах чацкого — «жалчайшее созданье», скромный угодливый секретарь хозяина, «от старичков не ступит за порог». с другой стороны, за несколько лет молчалин сделал неплохую карьеру (чин асессора, награды), завязал нужные связи и приобрел полезные знакомства). цель жизни и пути достижения цели. (чацкий стремится честно служить родине («служба делу, а не лицам»). молчалин стремится «дойти до степеней известных» при мести, угодничества: «мнения чужие только святы».) отношения с окружающими. (благородство и порядочность чацкого, искренность в проявлении чувств к софье; способность молчалина к предательству и подлости, который играет в любовь «по должности».) создание а. грибоедовым типических характеров. (образы чацкого и молчалина выходят за рамки пьесы, чацкий — тип борца за новое, свободу для всех, уважение к человеческой личности. (и. гончаров: «чацкий незаменим при смене одного века каждое дело, требующее обновления, вызывает тень чацкого». молчалин — тип приспосабливающегося, неразборчивого в средствах человека. м. е. салтыков-щедрин: «молчалины блаженствуют на свете, переживают века». их противостояние носит идейно-политический характер, оно отражает два мировоззрения в общественно-политической жизни россии 20-х годов xix века.)
Максим Максимыч — штабс-капитан, одно из главных действующих лиц романа, выполняющее функцию рассказчика и самостоятельного персонажа, противопоставленного Печорину. Максим Максимыч, в отличие от других героев, кроме Печорина, участвует в нескольких повестях («Бэла» , «Максим Максимыч» , “Фаталист”). Максим Максимыч — настоящий «кавказец» , не в пример Печорину, Грушницкому и другим офицерам, лишь волею случая занесенных на Кавказ. Он служит на Кавказе постоянно и знает его хорошо, как и местные обычаи, нравы, психологию горцев. У Максима Максимыча нет ни пристрастия к Кавказу, ни пренебрежения к горским народам. Он отдает должное коренным жителям, хотя многие их черты ему не по душе, он лишен романтического отношения к чуждому ему краю, какой-либо восторженности и трезво воспринимает природу и быт кавказских племен. Но это не значит, что он исключительно прозаичен и лишен поэтического чувства: его осхищает то, что достойно восхищения, а не ложной идеализации. Взгляд на Кавказ Максима Максимыча обусловлен тем, что он принадлежит к другому социально-культурному историческому укладу — русскому патриархальному быту, но горцы ему более понятны, чем соотечественники типа Печорина, потому что Максим Максимыч тоже цельная и «простая» натура. У него золотое сердце и добрая душа. Он склонен прощать и смиряться перед судьбой, более всего ценить душевное спокойствие и избегать приключений. В делах службы он исповедует опять-таки ясные естественные убеждения. На первом месте стоит для него долг, но с подчиненными он не зазнается и ведет себя по-приятельски. Командир и начальник в нем берут верх на войне и только тогда, когда подчиненные, по его разумению, совершают дурные поступки. Сам Максим Максимыч свято верит в дружбу и готов прийти на любому человеку. Кавказ предстает в бесхитростном описании Максима Максимыча как страна, населенная «дикими» народами со своим жизненным укладом, и это описание контрастно романтическим представлениям. Роль Максима Максимыча как персонажа и рассказчика состоит в том, чтобы снять ореол романтической экзотики с изображения Кавказа и взглянуть на него глазами простого, не наделенного особым интеллектом человека и рассказчика-наблюдателя, не искушенного в словесном искусстве. Та же простодушная позиция присуща Максиму Максимычу н в описании приключений Печорина. Интеллектуальный герой оценивается человеком обыкновенным, не привыкшим рассуждать, а принимающим судьбу как должное. Хотя Максим Максимыч может быть и обидчив, и строг, и решителен, и сметлив, но все-таки в целом он лишен личностного самосознания и его характер не выделяется из того патриархального мира, в котором сложился. С такой точки зрения Печорин и Вулич кажутся ему «странными» . Максим Максимыч не любит метафизических прений, он действует но закону здравого смысла, четко различая порядочность и непорядочность, но не понимая сложности современных ему людей и мотивы их поведения. Ему. например, неясно, почему Печорин скучает, но он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно. Еще более уязвляет самолюбие Максима Максимыча та холодная встреча, какой наградил его Печорин. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными. Между тем Печорин вовсе не хотел обидеть Максима Максимыча, тем более, что и обижать-то было не за что. Просто он ничего не мог сказать своему сослуживцу и никогда не считал его своим другом. Так или иначе, благодаря Максиму Максимычу, обнаружились и сильные, и слабые стороны печоринского типа — разрыв с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам Максим Максимыч тоже оказывается одиноким и обреченным. Мир Максима Максимыча ограничен и лишен гармонии, а целостность его достигнута за счет неразвитости чувства личности.
он исповедует опять-таки ясные естественные убеждения. На первом месте стоит для него долг, но с подчиненными он не зазнается и ведет себя по-приятельски. Командир и начальник в нем берут верх на войне и только тогда, когда подчиненные, по его разумению, совершают дурные поступки. Сам Максим Максимыч свято верит в дружбу и готов прийти на любому человеку. Кавказ предстает в бесхитростном описании Максима Максимыча как страна, населенная «дикими» народами со своим жизненным укладом, и это описание контрастно романтическим представлениям. Роль Максима Максимыча как персонажа и рассказчика состоит в том, чтобы снять ореол романтической экзотики с изображения Кавказа и взглянуть на него глазами простого, не наделенного особым интеллектом человека и рассказчика-наблюдателя, не искушенного в словесном искусстве. Та же простодушная позиция присуща Максиму Максимычу н в описании приключений Печорина. Интеллектуальный герой оценивается человеком обыкновенным, не привыкшим рассуждать, а принимающим судьбу как должное. Хотя Максим Максимыч может быть и обидчив, и строг, и решителен, и сметлив, но все-таки в целом он лишен личностного самосознания и его характер не выделяется из того патриархального мира, в котором сложился. С такой точки зрения Печорин и Вулич кажутся ему «странными» . Максим Максимыч не любит метафизических прений, он действует но закону здравого смысла, четко различая порядочность и непорядочность, но не понимая сложности современных ему людей и мотивы их поведения. Ему. например, неясно, почему Печорин скучает, но он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно. Еще более уязвляет самолюбие Максима Максимыча та холодная встреча, какой наградил его Печорин. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными. Между тем Печорин вовсе не хотел обидеть Максима Максимыча, тем более, что и обижать-то было не за что. Просто он ничего не мог сказать своему сослуживцу и никогда не считал его своим другом. Так или иначе, благодаря Максиму Максимычу, обнаружились и сильные, и слабые стороны печоринского типа — разрыв с патриархально-народным сознанием,
одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам Максим Максимыч тоже оказывается одиноким и обреченным. Мир Максима Максимыча ограничен и лишен гармонии, а целостность его достигнута за счет неразвитости чувства личности.