Тема свободы в творчестве А. С. Пушкина. Тема свободы - одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы, творчества, жизни, мировоззрения. Слово "свобода" в "пушкинском" словаре имеет синонимы: "вольность", "воля", "вольный". Свобода - это точка зрения на мир, на людей и на самого себя. Свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Ода "Вольность", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд", "Деревня" - это аллегорические образы пушкинского представления о свободе, находящиеся в одном ряду с аллегорическими образами Закона. Аллегории свободы противопоставлены "отрицательным" аллегориям "тиранов мира, рабству, неправедной власти". Свобода - ключевое понятие творчества Пушкина: 1) Свобода как социальный, политический, философский и нравственный идеал поэта (понимание свободы распространяется на все жизненные состояния человека; наличие свободы определяет целостность жизни); 2) Переосмысление понятия свободы на различных этапах жизни и творчества поэта. 17 год - ода "Вольность" 18 год - "К Чаадаеву" ("свободою горим...") 19 год - "Деревня" (служение идеалам свободы, политическая свобода) 22 год - "Узник" (романтический идеал свободы) 23 год - "Свободы сеятель пустынный" (трагические мысли о не бороться за свободу и принять её) 24 год - "К морю" (прощание с прежними идеалами свободы) 27 год - "Во глубине сибирских руд" (освобождение узников-декабристов, за которыми стоит встреча с братьями) 28 год - "Анчар" (философское осмысление рабства и деспотизма) Вывод: в 20-х - 30-х годах XIX века Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости. Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы "узника", "узничества", то в творчестве последних лет поэта эта тема преобразилась. Любое нарушение прав личности расценивается Пушкиным как подавление человека, как покушение на его свободу, стремление его унизить.
Последняя треть XIX века в России - один из самых драматических и значительных периодов в развитии русской культуры. Из литературы уходят Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский; отходит от литературной деятельности И.А. Гончаров; переживает душевную драму Г.И. Успенский. М.Е. Салтыков-Щедрин и Н.С. Лесковобращаются к созданию произведений малого жанра. Казалось бы, столь безрадостная картина давала основания для сомнения в жизне русской литературы. Кризис больших эпических форм и отход романа на второй план обычно приводят как доказательство этого положения. В то же время именно в эти годы мучительных поисков и обострившихся противоречий совершался переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени рубежа веков, происходило обновление традиционных литературных форм. В этом отношении наиболее показательна фигура JI.H. Толстого. «. Самым горячим временем внутренней перестройки всего <.> миросозерцания»1 назовёт он 1881 год. Определяя значение Толстого для русской культуры, князь Львов проницательно замечал: «Он принадлежал к тому кругу русского дворянства, которое перед своим увяданием дало самый пышный цвет утончённой аристократической культуры»2. Исследуя особенности литературного процесса XIX века, Б.М. Эйхенбаум писал: «Толстой переживает на себе ломку, которой подвергается всё искусство, вся культура этой эпохи»3. На фоне кризиса традиционных форм искусства и адаптации писателей к новым условиям жизни Толстой, пересматривая систему духов
Тема свободы - одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы, творчества, жизни, мировоззрения. Слово "свобода" в "пушкинском" словаре имеет синонимы: "вольность", "воля", "вольный".
Свобода - это точка зрения на мир, на людей и на самого себя.
Свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность.
Ода "Вольность", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд", "Деревня" - это аллегорические образы пушкинского представления о свободе, находящиеся в одном ряду с аллегорическими образами Закона. Аллегории свободы противопоставлены "отрицательным" аллегориям "тиранов мира, рабству, неправедной власти".
Свобода - ключевое понятие творчества Пушкина:
1) Свобода как социальный, политический, философский и нравственный идеал поэта (понимание свободы распространяется на все жизненные состояния человека; наличие свободы определяет целостность жизни);
2) Переосмысление понятия свободы на различных этапах жизни и творчества поэта.
17 год - ода "Вольность"
18 год - "К Чаадаеву" ("свободою горим...")
19 год - "Деревня" (служение идеалам свободы, политическая свобода)
22 год - "Узник" (романтический идеал свободы)
23 год - "Свободы сеятель пустынный" (трагические мысли о не бороться за свободу и принять её)
24 год - "К морю" (прощание с прежними идеалами свободы)
27 год - "Во глубине сибирских руд" (освобождение узников-декабристов, за которыми стоит встреча с братьями)
28 год - "Анчар" (философское осмысление рабства и деспотизма)
Вывод: в 20-х - 30-х годах XIX века Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости. Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы "узника", "узничества", то в творчестве последних лет поэта эта тема преобразилась. Любое нарушение прав личности расценивается Пушкиным как подавление человека, как покушение на его свободу, стремление его унизить.