1. «Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». 2. Усадьба Манилова. Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует помещика. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть» . В усадьбе - «пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков» , как иронически замечает автор. Пять-шесть «мелколистых, жиденьких» берез; под двумя из них - беседка с надписью «Храм уединенного размышления» (высокая торжественность слов так не соответствует реальной картине!) . Вокруг господского дома разбросаны «серенькие бревенчатые» избы деревни, и «нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно» . Темнеет «скучно-синеватым» цветом сосновый лес. Даже сама погода безликая, унылая: «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». 3. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его непри оторванности от жизни, о безразличии к реальности: дом открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду высокопарно поименована "Храмом уединенного размышления" 4. Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд. 5. В приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. 6. Почтет за честь, продать души Чичикову, только чтобы тому было приятно, он даже не просит денег. 7. Вывод: Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы. Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.
С большой седой бородой и усами, с длинными кудрявыми волосами -этот человек походил на старика-лесовика, лешего. Но причудливая одежда – смесь городского и охотничьего – делали облик Эгля каким-то странным, непонятным, непривычным. Мы знаем, что на самом деле этот пожилой человек был собирателем фольклора. Он ходил по деревням и записывал всевозможные песни, сказки, прибаутки. Род занятий Эгля выдает, прежде всего, его речь, полная ярких и причудливых выражений: «Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном…», «… эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...» Сам о себе этот герой говорит, что он «поэт в душе - хоть никогда не сочинял сам». Но, кроме этого, Эгль - умный и проницательный человек, умудренный опытом и хорошо знающий людей. Именно поэтому он сумел разглядеть в замухрышке Ассоль «что-то особенное».
2. Усадьба Манилова. Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует помещика. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть» . В усадьбе - «пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков» , как иронически замечает автор. Пять-шесть «мелколистых, жиденьких» берез; под двумя из них - беседка с надписью «Храм уединенного размышления» (высокая торжественность слов так не соответствует реальной картине!) . Вокруг господского дома разбросаны «серенькие бревенчатые» избы деревни, и «нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно» . Темнеет «скучно-синеватым» цветом сосновый лес. Даже сама погода безликая, унылая: «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета».
3. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его непри оторванности от жизни, о безразличии к реальности: дом открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду высокопарно поименована "Храмом уединенного размышления"
4. Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».
Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
5. В приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.
6. Почтет за честь, продать души Чичикову, только чтобы тому было приятно, он даже не просит денег.
7. Вывод: Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.
В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.
Он – пустое место, ничто.
Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться.
Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти.
Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда.
И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.
Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.
Сам о себе этот герой говорит, что он «поэт в душе - хоть никогда не сочинял сам». Но, кроме этого, Эгль - умный и проницательный человек, умудренный опытом и хорошо знающий людей. Именно поэтому он сумел разглядеть в замухрышке Ассоль «что-то особенное».