Как вы понимаете смысл этих слов из стихотворения А. Блока? Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, – Не пропадёшь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты...
Так вот она, сечь! вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! вот откуда разливается воля и козачество на всю украину! н. гоголь в xvi веке на украинских землях западнее днепра хозяйничала польская шляхта. часть украинской знати приняла католичество, ополячилась, чтобы сохранить и увеличить свои привилегии. но простой люд упорно сопротивлялся, хранил язык, веру, обычаи предков. опорой всем стремившимся к независимости была запорожская сечь — вольное казачество, обосновавшееся в низовьях днепра на острове хортица. за полверсты до сечи находилось предместье, в котором жили кузнецы, кожевники, крамари, люди всех наций. предместье «одевало и кормило сечь, умевшую только гулять да палить из ружей». сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней — военных подразделений, «которые походили на отдельные, независимые республики». куренями же назывались .. жилые помещения. они были покрыты дерном или войлоком, обнесены небольшими земляными валами, возле некоторых были установлены пушки. посередине сечи располагался майдан, где собиралась рада. в сечи царил дух демократии. между запорожцами были товарищеские отношения. все важнейшие вопросы казацкой общины решались на обшей сходке — раде. на раде казаки выбирали кошевого атамана и старшину: судью, писаря, есаулов. в куренях избирали куренного атамана. принимали в сечь всех, кто сюда приходил. никто не спрашивал у пришельцев, «откуда они, кто они и как их зовут». кошевой, к которому они являлись, интересовался только, веруют ли пришедшие во христа, ходят ли в церковь, и просил их перекреститься. казаки не обременяли себя никаким вещами. всё — «деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо» — хранилось у куренного атамана, который «обыкновенно носил название батька». законы общежития в этой своевольной республике были довольно суровыми. воровство даже какой-нибудь безделицы считалось «поношением всему козачеству». проворовавшегося привязывали к позорному столбу и дубиной забивали насмерть. не платившего должника приковывали к пушке, где он сидел до тех пор, пока его не выкупят. страшная казнь полагалась за смертоубийство. убийцу опускали в яму, поставив поверх него гроб с телом убитого, и заживо засыпали землей. военному искусству в сечи обучали во время боя. «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». промежутки же между ними «козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки». все свободное от битв время «отдавалось гульбе — признаку широкого размета душевной воли». это было какое-то беспрерывное шумное пиршество. но когда наступало время битвы, «бесшабашные и веселые между сражениями» казаки преображались в «закаленных в битвах рыцарей», для которых дороже всего на свете боевые товарищи, вера во христа, свобода и независимость родной земли. н. в. гоголь восхищался запорожской сечью и был убежден, что только сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков. подробнее: нравы и обычаи запорожской сечи (по повести н. в, гоголя «тарас бульба») - 7 класс - язык и - сочинения | егэ
А.с. грибоедов – замечательный писатель начала 19 века. это был свободолюбивый, умный человек с прогрессивными . в бессмертной комедии «горе от ума» грибоедов выразил свое отношение к «законсервировавшемуся» обществу московской знати. основными темами комедии являются изображение жизни и нравов дворянского общества и передового человека того времени. в пьесе грибоедова были поставлены самые серьезные проблемы современности: проблема личности, положение народа, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, проблема самодержавной власти, национальной самобытности и другие. в основе композиции и системы художественных образов лежит принцип противопоставления: консервативной, реакционной фамусовской россии грибоедов противопоставляет, в лице чацкого и его немногих единомышленников, россию прогрессивно настроенную, молодую, вольнолюбивую. поэтому постоянные столкновения чацкого с консерватором фамусовым совершенно естественны. их взгляды расходятся абсолютно во всем, герои не могут найти общий язык. особенно ярко это можно заметить во 2 явлении 2 действия комедии. в начале разговора чацкий выказывает свою обеспокоенность состоянием софьи павловны: уж софье павловне какой не приключилось ли в процессе разговора герой как бы намекает фамусову, что хотел бы посвататься к его дочери, которую любит уже давно. на это павел афанасьевич говорит: сказал бы я, во-первых: не блажи, именьем, брат, не оплошно, а, главное, поди-тка послужи. чацкий отвечает всем известной фразой: «служить бы рад, прислуживаться тошно». фамусова во многом шокирует позиция героя. он искренне возмущается поведением нового поколения и искренне восхищается «умом» и «ловкостью» поколения старшего: вот то-то, все вы гордецы! спросили бы, как делали отцы? учились бы на старших глядя: мы, например, или покойник дядя, максим петрович: он не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в орденах; езжал-то вечно цугом; век при дворе, да при каком дворе! максим петрович – сановник, находящийся в особой милости при дворе. для того чтобы «выйти в люди», есть простой способ – угодничество. о том, как угодил максим петрович императрице, с восторгом вспоминает фамусов, как бы делясь полезным и положительным опытом с молодым поколением. убеждения фамусова незыблемы, так как основаны на преемственности, на традиции: так жили наши отцы, так живем мы, так должны жить наши дети. чацкого возмущает, что служба перестала быть благородной, она превратилась в службу лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность. так появляется монолог чацкого «и точно начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший»: свежо предание, а верится с трудом, как тот и славился, чья чаще гнулась шея; как не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея! кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. прямой был век покорности и страха, все под личиною усердия к царю. герой утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего только с своих способностей и ума: нет, нынче свет уж не таков. вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов. фамусов напуган такими высказываниями, таким образом мыслей. ему ничего не остается, кроме как заткнуть уши. и это позиция всего фамусовского общества: не слушать ничего нового, кардинально другого, лучше закрыться от всевозможных перемен и обезопасить себя стеной косности и консерватизма. фамусова ужасает в чацком то, что «он вольность хочет проповедать! », «он властей не признает! », «опасный человек! » таким образом, во 2 явлении 2 действия пьесы происходит первое серьезное столкновение двух мировоззрений. этот эпизод является как бы началом войны, которая завязывается между чацким и фамусовским обществом. беру! беру!