С главным героем повести Тарасом Бульбой мы знакомимся на первых страницах произведения. Это старый полковник с грубым, прямым нравом, любящий суровый и бесхитростный казацкий быт. Жизнь для Тараса Бульбы — это родная Украина, и всю свою деятельность, всю кипучую, неуемную энергию направляет запорожец на ее защиту. А в те далекие времена много врагов было у нашей земли. «Чтобы басурманов били, и турков бы били, и татарву бы били.. . и ляхов бы били» , — наставляет старый казак своих сыновей. Отважный атаман, верный и преданный товарищ, Тарас Бульба своими пламенными речами зажигает огонь в сердцах запорожцев, готовых бесстрашно следовать за ним хоть в ад, хоть в рай. Через много кровавых битв его нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги» . Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Служению «товариществу» , отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи. Это был один из числа коренных, старых полковников — мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «Все давало ему перевес перед другими, — пишет Гоголь, — и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам... » Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести» . Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов» . Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь» , и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!» , как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью! » А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, «еретиков» , он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? » — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: «Добре, сынку, добре! » И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына «подвели к последним смертным мукам» , и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты? » — среди тишины раздался голос Тараса: «Слышу! » И этот голос заставил вздрогнуть «весь миллион народа». Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа. Мы восхищаемся героическим характером атамана и цельностью его натуры. Это был настоящий патриот, для которого главная цель — освободить Отчизну от порабощения и бесправия. Для таких людей интересы народа стоят выше всего на свете. Без всякого сомнения Тарас готов отдать свою жизнь и жизнь своих сыновей за родную землю.
Проблема «отцов» и «детей» существовала на протяжении долгих времён. Многие знают, что Адам и Ева ослушались Бога и были изгнаны из рая. Повиноваться своим родителям во всём невозможно, потому что такова природа человека. Базаров был одним из тех, кто был ярким представителем конфликта «отцов» и «детей». Устарела ли эта проблема сегодня? Копировать привычки старшего поколения и в итоге выбрать жизненный путь подобный родительскому - это был бы максимум того, чего родители могли бы ожидать от своих чад. Казалось бы, как можно повторить такое грубое поведение Базарова? Но, очевидно, многие его черты, как положительные, так и отрицательные, прослеживаются в нас. В романе перед нами встаёт конфликт поколений. «Отцы» - представители аристократизма. Они консервативны, более спокойны и романтичны. «Дети» - приверженцы новых веяний, прогресса, все чувства любви к окружающему у них спрятаны глубоко в душе. То же самое происходит и в наши дни. Родители с трепетом и заботой относятся к своему ребёнку, да вот не часто можно наблюдать взаимообратный процесс. Но это не говорит о том, что «дети» в целом лишены каких-либо чувств. Проблема эта заключается совсем в другом. К кому-то желание устроиться на работу и создать семью приходит довольно быстро, в раннем возрасте, а кто-то продолжает жаждать того, что не перспективно, будучи довольно взрослым. Так и в романе «Отцы и дети» к Аркадию рациональное понимание необходимости чувств любви пришло раньше, чем Базарову. Такие периоды, в течение которых человеком происходит правильное осмысление жизни на земле, существовали и будут существовать на протяжении жизни народов. Ещё одна из деталей, которая может навеять ложные представления любви детей к родителям, - это то, что любой из нас выражает чувства по-разному. Один может при встрече расцеловать, а другой хладнокровно поздоровается. Этот факт может говорить лишь о типе характера человека, но не о симпатии. Любовь к «отцам» есть в каждом из нас. Евгений Базаров питал нежные чувства к своим родителям, но просто не показывал отношение к ним в той мере, что многие привыкли видеть. Очень часто не хватает уважения к старшим, и, соответственно, бывает наоборот. Советы родителей часто звучат как наставления, которым нельзя перечить. Все знают, что по мере взросления человек хочет быть всё более независимым. Поэтому происходит столкновение двух сторон. Родители обижаются на детей за грубость, а дети на родителей за частое неуважение их мнения. В романе Тургенева старшие Базаровы ведут себя так, что их сын чувствовал себя раскованным и ни в чём не ущемлённым. Но ведь бывают и другие моменты. Часто «отцы» забывают о том, что у «детей» есть собственные взгляды на жизнь, давая им свои наставления. А ведь если бы обе стороны перестали критиковать друг друга и попытались понять суть той или иной проблемы, то это было бы гораздо продуктивней всех обидных слов и надоевших советов. Самое трудное для родителей – это принять своё чадо таким, какое оно есть, со всеми недостатками, неверными поступками, возможно, вспыльчивостью и многими другими качествами, что могут проявляться в человеке. А осознание того, что ребёнок уходит во взрослую жизнь, может быть очень сильным ударом для «отцов» во все времена. Прогресс не может стоять на месте, но при всех модернизациях основные проблемы остаются. Заканчивается проблема «отцов» и «детей» тогда, когда те и другие становятся на две равные ступени мировоззрения и взаимного понимания. Жизнь на то и есть, чтобы находить себя. Как бы то ни было, искоренить всю суть этого конфликта невозможно. Как я уже сказал выше, финишной чертой проблемы поколений является уважение близких и постижение чуждого. Но каждый из нас должен помнить, что окончательного финала этому жизненному преткновению не будет, наверное, никогда. Оно лишь уходит на покой, чтобы потом снова вернуться, но уже к тем «детям», которые стали «отцами».
Отважный атаман, верный и преданный товарищ, Тарас Бульба своими пламенными речами зажигает огонь в сердцах запорожцев, готовых бесстрашно следовать за ним хоть в ад, хоть в рай.
Через много кровавых битв его нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги» . Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Служению «товариществу» , отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.
Это был один из числа коренных, старых полковников — мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «Все давало ему перевес перед другими, — пишет Гоголь, — и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам... » Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести» .
Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов» .
Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь» , и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!» , как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью! »
А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, «еретиков» , он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? » — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: «Добре, сынку, добре! » И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына «подвели к последним смертным мукам» , и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты? » — среди тишины раздался голос Тараса: «Слышу! » И этот голос заставил вздрогнуть «весь миллион народа». Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа. Мы восхищаемся героическим характером атамана и цельностью его натуры. Это был настоящий патриот, для которого главная цель — освободить Отчизну от порабощения и бесправия. Для таких людей интересы народа стоят выше всего на свете. Без всякого сомнения Тарас готов отдать свою жизнь и жизнь своих сыновей за родную землю.
Копировать привычки старшего поколения и в итоге выбрать жизненный путь подобный родительскому - это был бы максимум того, чего родители могли бы ожидать от своих чад. Казалось бы, как можно повторить такое грубое поведение Базарова? Но, очевидно, многие его черты, как положительные, так и отрицательные, прослеживаются в нас. В романе перед нами встаёт конфликт поколений. «Отцы» - представители аристократизма. Они консервативны, более спокойны и романтичны. «Дети» - приверженцы новых веяний, прогресса, все чувства любви к окружающему у них спрятаны глубоко в душе. То же самое происходит и в наши дни. Родители с трепетом и заботой относятся к своему ребёнку, да вот не часто можно наблюдать взаимообратный процесс. Но это не говорит о том, что «дети» в целом лишены каких-либо чувств. Проблема эта заключается совсем в другом. К кому-то желание устроиться на работу и создать семью приходит довольно быстро, в раннем возрасте, а кто-то продолжает жаждать того, что не перспективно, будучи довольно взрослым. Так и в романе «Отцы и дети» к Аркадию рациональное понимание необходимости чувств любви пришло раньше, чем Базарову. Такие периоды, в течение которых человеком происходит правильное осмысление жизни на земле, существовали и будут существовать на протяжении жизни народов. Ещё одна из деталей, которая может навеять ложные представления любви детей к родителям, - это то, что любой из нас выражает чувства по-разному. Один может при встрече расцеловать, а другой хладнокровно поздоровается. Этот факт может говорить лишь о типе характера человека, но не о симпатии. Любовь к «отцам» есть в каждом из нас. Евгений Базаров питал нежные чувства к своим родителям, но просто не показывал отношение к ним в той мере, что многие привыкли видеть. Очень часто не хватает уважения к старшим, и, соответственно, бывает наоборот. Советы родителей часто звучат как наставления, которым нельзя перечить. Все знают, что по мере взросления человек хочет быть всё более независимым. Поэтому происходит столкновение двух сторон. Родители обижаются на детей за грубость, а дети на родителей за частое неуважение их мнения. В романе Тургенева старшие Базаровы ведут себя так, что их сын чувствовал себя раскованным и ни в чём не ущемлённым. Но ведь бывают и другие моменты. Часто «отцы» забывают о том, что у «детей» есть собственные взгляды на жизнь, давая им свои наставления. А ведь если бы обе стороны перестали критиковать друг друга и попытались понять суть той или иной проблемы, то это было бы гораздо продуктивней всех обидных слов и надоевших советов. Самое трудное для родителей – это принять своё чадо таким, какое оно есть, со всеми недостатками, неверными поступками, возможно, вспыльчивостью и многими другими качествами, что могут проявляться в человеке. А осознание того, что ребёнок уходит во взрослую жизнь, может быть очень сильным ударом для «отцов» во все времена. Прогресс не может стоять на месте, но при всех модернизациях основные проблемы остаются. Заканчивается проблема «отцов» и «детей» тогда, когда те и другие становятся на две равные ступени мировоззрения и взаимного понимания. Жизнь на то и есть, чтобы находить себя. Как бы то ни было, искоренить всю суть этого конфликта невозможно.
Как я уже сказал выше, финишной чертой проблемы поколений является уважение близких и постижение чуждого. Но каждый из нас должен помнить, что окончательного финала этому жизненному преткновению не будет, наверное, никогда. Оно лишь уходит на покой, чтобы потом снова вернуться, но уже к тем «детям», которые стали «отцами».