Как вы считаете, заключена ли в данных строках основная мысль произведения? Напишите развернутый ответ на данный вопрос, приводя в качестве доказательств цитаты и примеры эпизодов из произведения.
валентин григорьевич распутин родился в 1937 году. ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного голодного детства, и военные годы, и послевоенную разруху. именно поэтому в произведениях в.г.распутина большое место занимает проблема детей в это тяжелое для страны время.
в повести распутина «уроки французского» описываются события, которые происходили в сорок восьмом году. только что закончилась война, страна была наполовину разрушена. заводы, фабрики едва начали подниматься, и до высокого уровня жизни было еще невероятно далеко. особенно тяжело переживала это время деревня, потерявшая на войне своих мужиков-кормильцев. основные работы в деревне выполняли женщины, привыкшие за годы войны, выносить на своих плечах не только заботу о собственных детях, но и заботу об огромной стране.
в повести не ставятся сложные политические вопросы, в ней рассказывается о жизни маленького мальчика, который жил в семье, лишившейся отца во время войны. семья испытывает серьезные трудности. мать работает в колхозе за трудодни и ей нечем прокормить своих детей. старший мальчик, чувствующий ответственность за младшую сестренку и жалеющий выбивающуюся из сил мать, «глотал сам и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе – тогда не придется все время думать о еде».
эти строки подчеркивают, насколько тяжело жилось простой бедной семье, в которой не было кормильца-отца. в деревне была только начальная школа, и обычно образование деревенских детей на этом и заканчивалось. чтобы продолжить образование, надо было отправлять детей в район, но у колхозников не было на это средств. но, тем не менее, мать отправляет своего старшего сына учиться. ей трудно было принимать такое решение. семья не просто лишалась лишних рабочих рук, но и увеличивались ее расходы. но мать в первую очередь думает о благополучии мальчика, который хорошо учился и должен был продолжать учебу дальше. «и мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился».
жизнь главного героя повести на новом месте складывается нелегко. он тоскует по дому, по матери, по сестре. в районном поселке он чужой, у него нет друзей, его частенько обижают. у мальчишки слабое здоровье, у него малокровие, а при этой болезни требуется усиленное питание. денег у мальчика нет, и никто не может ему . семья, в которой мать поселила своего сына, оказалась нечестной: большую часть нехитрых продуктов, которые ему присылают из дома, растаскивают, и мальчишка вынужден голодать. он не может просить у матери, потому что знает: она вряд ли сможет ему , на ее плечах забота о маленькой сестре. именно поэтому мальчик начинает играть на деньги, хотя школьникам это строжайше запрещено. если директор школы узнает об этих азартных играх, то могут быть исключены из школы. главный герой повести прекрасно сознает всю опасность, но ему необходимы деньги на молоко. правда, быстро удача уходит от него, и мальчик снова голодает. молодая учительница пытается ему хоть как-нибудь .
под предлогом дополнительных занятий она приглашает его к себе домой и пытается накормить. но гордый мальчик отказывается от ее угощений, он не желает, чтобы кто-нибудь знал о его слабостях. тогда учительница находит другой выход: она играет со своим учеником на деньги, рискуя получить выговор и быть уволенной с работы.
впечатления мальчика достаточно откровенны: «голод здесь совсем не походил на голод в деревне. там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля».
но, тем не менее, трудности не могут повлиять на учебу. мальчик находит в себе силы хорошо учиться. он не мог вернуться домой и бросить школу, потому что это означало бы крах всех его надежд и надежд матери. трудности не сломили упорного паренька. на его примере можно судить об упорстве и мужестве людей послевоенного поколения.
Повесть «гобсек» есть важным звеном идейно-тематического стрежня всей «человеческой комедии». повесть «гобсек» извне комедийнее, чем другие произведения : относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, «наглядная». она содержит в себе сконцентрированную характеристику скупости, и не только реалистически-бытовую, а и, прежде всего, психологическую. главный герой повести гобсек - миллионер, ростовщик, один из теневых властителей новой франции. одалживая деньги под огромные проценты, он фактически грабит своих «подопечных», унижает их морально и становится властителем их судеб. гобсек для - это живое воплощение той хищнической силы, которая целеустремленно, жестоко и непрерывно пробивается к власти, и писатель делает попытку раскрыть источника возникновения и механизма действия этой страшной силы. гобсек не просто занимается своим мерзким «специальностью», он еще и размышляет над ним, анализирует систему возникновения , «кругооборота» золота и его влияния на развитие всего общества и психологию отдельных лиц. в этом реалистическом произведении окутывает эту фигуру вместе с тем и определенной вуалью романтической тайны, которой символической обобщенности. никто не знает прошлого гобсека и источников возникновения его безграничных богатств. его современная ежедневная жизнь (как оно представлено в повести) тоже преисполненное тайн, ведь можно лишь догадываться о настоящих масштабах влияния его личности. даже в будничной, прозаичной атмосфере гобсек способен вызвать ужас и сразу (своей жалкой внешностью старика, грязного деда, который своими алчными пальцами, хватает золото), однако в глазах вдумчивого человека, которым есть адвокат дервиль, он способен превратиться и на фигуру отрицательно символическую, на неумолимое воплощение черной власти золота над душами отдельных людей и шире - над судьбой всего общества. тот же адвокат дервиль твердит, что гобсек - внутренне противоречивое существо (у него будто бы соединились органически две разных существа: скряга и философ, лицо «низкая» и чрезвычайно умная, дальновидная). в тот же время, именно гобсековский дервиль обязанный своим семейным счастьем.анализируя законы современного мира, гобсек осознал, что главным двигателем, который определяет даже общественно-политическая жизнь к окружающему его миру, есть деньги, золото. итак, фигура гобсека - даже из внешней стороны - символ. «этот мерзкий старец, - говорит дервиль, - вдруг вырос в моих глазах, стал фигурой фантастической - олицетворением власти золота». таким образом, фигура гобсека можно считать и «образом вечным», так как он воплощает в себе сконцентрированную, убийственную характеристику скупости, доказанной к крайним границам. такие типы уже фигурировали раньше в (к ), скажем, фигура шейлока в пьесе шекспира «венецианский купец» или фигура скупого в одноименной комедии мольера. тем не менее, образ гобсека намного более сложный от его предшественников. это не просто обычный ростовщик, а еще и философ-аналитик, чей ум способен постигнуть движущие силы буржуазного общества. гобсек-личность вместе с тем и целиком реалистическая (в системе своей будничной деятельности), и мрачно романтическая, гротескная, обобщающая. поэтому золото, которое уже принадлежит гобсекови и которое он стремится иметь все больше и больше, уже, по сути выходит за пределы его конкретного, бытового понятия.
валентин григорьевич распутин родился в 1937 году. ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного голодного детства, и военные годы, и послевоенную разруху. именно поэтому в произведениях в.г.распутина большое место занимает проблема детей в это тяжелое для страны время.
в повести распутина «уроки французского» описываются события, которые происходили в сорок восьмом году. только что закончилась война, страна была наполовину разрушена. заводы, фабрики едва начали подниматься, и до высокого уровня жизни было еще невероятно далеко. особенно тяжело переживала это время деревня, потерявшая на войне своих мужиков-кормильцев. основные работы в деревне выполняли женщины, привыкшие за годы войны, выносить на своих плечах не только заботу о собственных детях, но и заботу об огромной стране.
в повести не ставятся сложные политические вопросы, в ней рассказывается о жизни маленького мальчика, который жил в семье, лишившейся отца во время войны. семья испытывает серьезные трудности. мать работает в колхозе за трудодни и ей нечем прокормить своих детей. старший мальчик, чувствующий ответственность за младшую сестренку и жалеющий выбивающуюся из сил мать, «глотал сам и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе – тогда не придется все время думать о еде».
эти строки подчеркивают, насколько тяжело жилось простой бедной семье, в которой не было кормильца-отца. в деревне была только начальная школа, и обычно образование деревенских детей на этом и заканчивалось. чтобы продолжить образование, надо было отправлять детей в район, но у колхозников не было на это средств. но, тем не менее, мать отправляет своего старшего сына учиться. ей трудно было принимать такое решение. семья не просто лишалась лишних рабочих рук, но и увеличивались ее расходы. но мать в первую очередь думает о благополучии мальчика, который хорошо учился и должен был продолжать учебу дальше. «и мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился».
жизнь главного героя повести на новом месте складывается нелегко. он тоскует по дому, по матери, по сестре. в районном поселке он чужой, у него нет друзей, его частенько обижают. у мальчишки слабое здоровье, у него малокровие, а при этой болезни требуется усиленное питание. денег у мальчика нет, и никто не может ему . семья, в которой мать поселила своего сына, оказалась нечестной: большую часть нехитрых продуктов, которые ему присылают из дома, растаскивают, и мальчишка вынужден голодать. он не может просить у матери, потому что знает: она вряд ли сможет ему , на ее плечах забота о маленькой сестре. именно поэтому мальчик начинает играть на деньги, хотя школьникам это строжайше запрещено. если директор школы узнает об этих азартных играх, то могут быть исключены из школы. главный герой повести прекрасно сознает всю опасность, но ему необходимы деньги на молоко. правда, быстро удача уходит от него, и мальчик снова голодает. молодая учительница пытается ему хоть как-нибудь .
под предлогом дополнительных занятий она приглашает его к себе домой и пытается накормить. но гордый мальчик отказывается от ее угощений, он не желает, чтобы кто-нибудь знал о его слабостях. тогда учительница находит другой выход: она играет со своим учеником на деньги, рискуя получить выговор и быть уволенной с работы.
впечатления мальчика достаточно откровенны: «голод здесь совсем не походил на голод в деревне. там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля».
но, тем не менее, трудности не могут повлиять на учебу. мальчик находит в себе силы хорошо учиться. он не мог вернуться домой и бросить школу, потому что это означало бы крах всех его надежд и надежд матери. трудности не сломили упорного паренька. на его примере можно судить об упорстве и мужестве людей послевоенного поколения.