Кузнец, желая заслужить любовь оксаны, хочет прибегнуть к нечистых сил. услышав об этом, черт предлагает ему сделку – контракт; он заявляет, что все, угодно может сделать для вакулы, в том числе и сделать оксану его женой. взамен ему нужна душа вакулы. кузнец делает вид, что соглашается; изловчившись, он хватает черта за хвост – ловит его, и взамен предлагает свои условия. вакула приказывает черту служить ему, а если тот откажется, то он тотчас же перекрестит нечистого (а если перекрестит, то черт сразу же сгинет и попадет в ад). поскольку у черта нет другого выхода, ведь он не хочет в ад, то ему приходится согласиться. впоследствии, с черта вакула осуществляет свои замыслы и исполняет мечту.melika черт сам хотел заставить вакулу расплатиться с ним за то, что вакула нарисовал картину, где черта изгоняют из ада. для этого он поджидал его в мешке за плечами у вакулы. как только представился ему удобный случай, черт выскочил из мешка, сел кузнецу на шею и стал подбивать на контракт. вакула же перехитрил черта, схватил его за хвост и сотворил крест. черт сделался тихим. кузнец вскочил на черта и собирался перекрестить его снова. вот так и попал черт в услужение к кузнецу вакуле.
среди персонажей гоголевской поэмы «мертвые души» чичиков занимает особое место. будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников города nn но и для читателя. прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе nn. кроме того, автор лишает павла ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». на фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя - не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».
именно безликость и бесцветность позволяют чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.
среди персонажей гоголевской поэмы «мертвые души» чичиков занимает особое место. будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников города nn но и для читателя. прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе nn. кроме того, автор лишает павла ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». на фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя - не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».
именно безликость и бесцветность позволяют чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.
подробнее - на -