Автор Молчалину противопоставляет Чацкого. Он подобен горящей свече, яркой, вызывающей, и обреченной сгореть. Чацкий умен, сообразителен, его ум необычайно гибок. Он видит все пороки общества и целых общественных явлений, как образование, мораль или воспитание. Он безжалостно критикует болото, в котором оказался, и призывает к действию. Но он одиночка, противостоящий толпе. Честность, открытость чувств, идеалистичность – вот те черты, которые отличают его героя. Он положительный персонаж, но, вместе с тем, трагический. Ему не удается справиться в прежними устоями. Общество отвергает его, кружась в финальной сцене вальса. Для общества он комик, безумец. Еще одно объединяет героев Чацкого и Молчалина: Софья не достоятся ни одному из них. Чацкий для девушки слишком вычурный, а Молчалин попался на связи со служанкой Лизой.
В комедии " Горе от ума" отображена борьба двух веков: «века нынешнего» и «века минувшего». Двумя яркими представителями «века минувшего» являются Фамусов и Молчалин. Эти персонажи делятся по взглядам, по моральным принципам, по поведению, привычкам и стремлениям. Фамусов в сцене с молоденькой служанкой Лизанькой пошло заигрывает с нею. Сразу мы получаем представление о нравственном облике Фамусова, о его старческом сластолюбии. Этот случай не был единичным в тогдашнем высшем обществе, это было вполне в порядке вещей. В то же время Фамусов очень озабочен воспитанием и образованием своей дочери Софьи:
Уж об твоем ли не радели Об воспитаньи! с колыбели!
Но к чему сводится это воспитание?
Мать умерла: умел я принанять В мадам Розье вторую мать. Старушку золото в надзор тебе приставил: Умна была, нрав тихий, редких правил. Одно не к чести служит ей: За лишних в год пятьсот рублей Сманить себя другими допустила.
Но все старания Фамусова в воспитании дочери не даром: незаметно для самой Софьи они сформировали ее характер, ее правила поведения. Да и пример отца становится для Софьи хорошим уроком: об этом говорит ее умение быстро рассеять недоверчивость и подозрения Фамусова, ее притворство перед Чацким. Сам Фамусова очень сложен. С одной стороны его речь не уступает речи Чацкого, с другой стороны – он что ругает, то и хвалит.
А все Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец!
Он пренебрежительно относится ко всему исконно русскому, национальному:
Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.
Это поведение Фамусова не случайно: ведь он является выразителем принципов общества, которое недаром получило название фамусовского. В то же время Фамусов не желает и не умеет заниматься служебными делами:
Боюсь сударь я одного смертельно, Чтоб множества не накоплялось их; Дай волю вам, оно бы засело; А у меня что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Идеал жизни Фамусова – богатство при отсутствии надобности и желания служить, знатность, претензии на ум, лесть и низкопоклонничество, в которых, по его мнению, нет ничего зазорного, ненависть ко всему новому, боязнь того, что что то новое ворвется в его жизнь и переменит ее. Секретарем Фамусова является Молчалин – «враг дерзости», робкий, преданный молодой человек. Именно в нем живы и процветают традиции фамусовского общества. Молчалин беден, а потому, чтобы войти в высший свет, он лицемерит, пресмыкается, лебезит перед самыми «яркими» представителями этого общества:
Там моську вовремя погладит, Там впору карточку вотрет…
Кроме того, он нашел более легкий вариант, как войти быстро и без особых унижений в высший свет: он ловко играет роль влюбленного в Софью человека:
И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…
За несколько лет службы у Фамусова Молчалин успел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства, которые в дальнейшем ему «и награжденья брать, и весело пожить». После того как Софья случайно узнала о притворстве Молчалина, он не растерялся, он слишком живуч, чтобы быть уничтоженным такой мелочью. Теперь Молчалин стал при к новым условиям жизни. В то время как раз наступал период молчалиных, которые представляли собой ту силу, которую невозможно было уничтожить: «Молчалины блаженствуют на свете!» – недаром с горечью заметил Чацкий.
В комедии " Горе от ума" отображена борьба двух веков: «века нынешнего» и «века минувшего». Двумя яркими представителями «века минувшего» являются Фамусов и Молчалин. Эти персонажи делятся по взглядам, по моральным принципам, по поведению, привычкам и стремлениям. Фамусов в сцене с молоденькой служанкой Лизанькой пошло заигрывает с нею. Сразу мы получаем представление о нравственном облике Фамусова, о его старческом сластолюбии. Этот случай не был единичным в тогдашнем высшем обществе, это было вполне в порядке вещей. В то же время Фамусов очень озабочен воспитанием и образованием своей дочери Софьи:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Но к чему сводится это воспитание?
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку золото в надзор тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.
Одно не к чести служит ей:
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.
Но все старания Фамусова в воспитании дочери не даром: незаметно для самой Софьи они сформировали ее характер, ее правила поведения. Да и пример отца становится для Софьи хорошим уроком: об этом говорит ее умение быстро рассеять недоверчивость и подозрения Фамусова, ее притворство перед Чацким.
Сам Фамусова очень сложен. С одной стороны его речь не уступает речи Чацкого, с другой стороны – он что ругает, то и хвалит.
А все Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Он пренебрежительно относится ко всему исконно русскому, национальному:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Это поведение Фамусова не случайно: ведь он является выразителем принципов общества, которое недаром получило название фамусовского.
В то же время Фамусов не желает и не умеет заниматься служебными делами:
Боюсь сударь я одного смертельно,
Чтоб множества не накоплялось их;
Дай волю вам, оно бы засело;
А у меня что дело, что не дело.
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Идеал жизни Фамусова – богатство при отсутствии надобности и желания служить, знатность, претензии на ум, лесть и низкопоклонничество, в которых, по его мнению, нет ничего зазорного, ненависть ко всему новому, боязнь того, что что то новое ворвется в его жизнь и переменит ее.
Секретарем Фамусова является Молчалин – «враг дерзости», робкий, преданный молодой человек. Именно в нем живы и процветают традиции фамусовского общества.
Молчалин беден, а потому, чтобы войти в высший свет, он лицемерит, пресмыкается, лебезит перед самыми «яркими» представителями этого общества:
Там моську вовремя погладит,
Там впору карточку вотрет…
Кроме того, он нашел более легкий вариант, как войти быстро и без особых унижений в высший свет: он ловко играет роль влюбленного в Софью человека:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
За несколько лет службы у Фамусова Молчалин успел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства, которые в дальнейшем ему «и награжденья брать, и весело пожить».
После того как Софья случайно узнала о притворстве Молчалина, он не растерялся, он слишком живуч, чтобы быть уничтоженным такой мелочью. Теперь Молчалин стал при к новым условиям жизни.
В то время как раз наступал период молчалиных, которые представляли собой ту силу, которую невозможно было уничтожить: «Молчалины блаженствуют на свете!» – недаром с горечью заметил Чацкий.