И говорит ему: "Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?" Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом; "Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился". Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. Избави, Бог, и нас от этаких судей.
Врассказе «левша» , как и во многих других его произведениях, лесков обращается к , изображает жизнь дореформенной, крепостнической россии. в «левше» автор использует «вымышленный мемуарный жанр» , «мемуарность» является лишь художественным средством, у большинства его героев не было живых прототипов. создавая колорит достоверности, лесков упоминает подлинные имена императоров и членов их семей, события (великий совет, поездка александра павловича по европе) . также условно тождество платова с казачьим атаманом м. и. платовым, участником отечественной войны 1812 г. этот «» фон также один из приемов художественного изображения в творчестве лескова. николай 1. именно он поручает атаману платову найти умельцев, могущих превзойти мастеров. после он посылает левшу с подкованной блохой в , чтобы показать, на что способны мастера. в отличие от своего брата, николай павлович показан патриотом. новый император в отличие от предыдущего был уверен в людях, был настоящим патриотом, ценил народ, верил в него. лесков показывает его простодушным: он, государь, император, обнял и поцеловал левшу – тульского мастера, бедняка, всего оборванного, потного, неубранного, всего в пыли. николай 1 явно симпатичен автору, в отличие от александра павловича, преклонявшегося перед иностранцами. и рассказ о нем, не теряя юмористического звучания, приобретает почтительность: "государь николай павлович ни о чем не забывал, и чуть платов насчет междоусобных разговоров кончил, он его сейчас же и спрашивает: — а что же, как мои тульские мастера против аглицкой нимфозории себя оправдали? . александр 1 . он большой поклонник культуры, восхищается техническими изобретениями этой страны. приехав в вместе с атаманом платовым, александр 1 восторгается различными интересными вещами, новшествами, которые ему гордо демонстрируют . он не решается в противовес показать им изделия и достижения мастеров. александр 1 - политик, он боится испортить отношения с , в нем нет должного патриотизма. александр павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной () цивилизации и ее технических изобретений. приехав в вместе с атаманом платовым, александр павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему , и не осмеливается противопоставить им изделия и достижения людей. "политик" александр павлович, остерегающийся испортить отношения с , противопоставлен своему брату "патриоту" николаю павловичу и прямодушному платову, болезненно переживающему унижение . тождество александра павловича с реальным императором александром i условно. казачий атаман платов. именно он сопровождает императора александра павловича во время поездки в . в отличие от императора, платов показан нам как патриот своей страны. он уверен, что мастера смогут сделать вещь более удивительную, чем танцующая блоха. именно он разоблачает , когда отворачивает замок у пистолета и видит там надпись с именем мастера. из-за своего прямодушия платов теряет хорошее расположение николая 1. примечательно то, что платов не признает личного достоинства людей, зависящих от него. побои и угрозы он считает лучшим способом влияния на людей. платов оказался единственным человеком, который попытался заболевшему левше вернуться в россию.
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?"
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
"Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился".
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.