Пушкин издавна и неоднократно размышлял над теорией драматургии. в упор поставил он перед собой эти вопросы во время работы над «борисом годуновым». первый подлинно национальный поэт, которому предстояло сказать новое слово, сделать шаг вперед в художественном развитии человечества, пушкин продумал и творчески освоил опыт всего предшествовавшего ему развития, особенно оценив творчество шекспира, противопоставляя «народные законы драмы шекспировой» «придворному обычаю трагедии расина». если пушкина совершенно не удовлетворяла традиционная система классицизма, то не удовлетворяла его и современная ему новая романтическая драматургия, ярким образцом которой он считал пьесы революционного романтика - байрона. драматургия байрона не столько рисовала образы других людей такими, как они есть в действительности, сколько отражала личность самого автора. байрон, как справедливо замечал пушкин, «распределил между своими героями отдельные черты собственного характера; одному он придал свою гордость, другому - свою ненависть, третьему- свою тоску и т. д., и таким путем из одного цельного характера, мрачного, энергичного, создал несколько ничтожных». односторонней и однообразной, субъективно-романтической манере байрона пушкин противопоставляет широкое и правдивое изображение жизни, глубокую и разностороннюю разработку человеческих характеров в драматургии шекспира, метод которого будут позднее настойчиво ставить в пример своему соотечественнику лассалю маркс и энгельс. создания подлинно произведения, которое дало бы правдивое воспроизведение целой эпохи, менее всего могли отвечать традиционные формы драматургии классицизма. широкий и бурный поток жизни, непосредственный доступ которому пушкин хотел открыть на театральные подмостки, не вмещали рамки всякого рода «правил» и условностей. и пушкин начисто ломает эти окостеневшие формы и традиции, решительно вступает на путь коренного «преобразования драматической нашей системы», «устарелых форм театра» - путь творческого дерзания и новаторства. перечень качеств, необходимых драматургу, пушкин заканчивал выразительно им подчеркнутым словом «свобода». во имя правдивого изображения жизни и руководящим и единственно определяющим принципом. прежде всего, он решительно устранил пресловутые «три единства» классицизма. если действие «классической» трагедии непременно должно было, согласно раз навсегда установленным теоретическим правилам, укладываться в промежуток времени, не превышающий двадцати четырех часов, действие «бориса годунова» охватывает период в семь с лишним лет (с 1598 по 1605 год). взамен одного-единственного места, где должны были происходить все пять актов, из которых обязана была состоять трагедия (чаще всего таким местом были царские чертоги), действие «бориса годунова» переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриарха на поля сражений; больше того, даже переносится из одной страны в другую - из россии в польшу. в соответствии с этим вместо пяти актов пушкин делит свою пьесу на двадцать три сцены, что позволяет ему показать жизнь того времени с самых различных сторон, в самых разнообразных ее проявлениях. фабула в трагедии классицизма строилась на непременной любовной интриге, развитие которой и образовывало третье единство - «единство действия». пушкин строит свою трагедию почти без любви и, во всяком случае, без центральной любовной интриги: страстное увлечение самозванца мариной мнишек составляет один из боковых эпизодов пьесы и, в сущности, играет в ней почти служебную роль. «меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги,- писал сам пушкин. но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит к романическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил димитрия влюбиться в марину, чтобы лучше оттенить ее необычный характер». традиционное единство действия, о котором сам пушкин пишет, что «едва сохранил» его, постоя
«капитанская дочка» - повесть, которая не только воссоздаёт действительность, но и является произведением с глубоким нравственным смыслом. главный герой – пётр гринёв, молодой офицер, которого направили служить в белогорскую крепость. оказавшись в крепости, он становится свидетелем событий, которые изменили не только его жизнь, но и его представления о многих идеалах. во время пребывания гринева в крепости, в губернии начинается крестьянское восстание под предводительством емельяна пугачева. белогорская крепость взята мятежниками, и в этот момент перед героями повести встаёт трудноразрешимая проблема: изменить присяге и присоединиться к бунтарям или добровольно идти на смерть. гринёв предпочёл умереть, но случай всё же спас его от верной гибели. пугачёв оказался тем самым мужиком, которому герой когда-то подарил свой заячий тулупчик. гринёв не стал присягать на верность пугачёву: «я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». пугачёв отпустил петра, но с условием, что тот не будет служить против него. гринев прекрасно понимал, что находился в полной власти этого человека, однако природная честность, ответственность за собственные поступки заставили молодого человека сказать правду: «сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. на что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? голова моя в твоей власти: отпустишь меня – ; казнишь – бог тебе судья; а я сказал тебе правду». искренность и прямота гринёва поразила бунтовщика. и ему ничего не оставалось, как отпустить юношу. удивительно, как в такой сложной ситуации гриневу удаётся сохранить в себе человеческое начало, в отличие от швабрина и ему подобных. я думаю, восстание в данном случае стало тем явлением действительности, которое в большей мере разглядеть истинное лицо каждого из героев. нравственные ценности, внутренние убеждения самого гринёва ему стать настоящим человеком. тогда как швабрин запятнал честь офицера и стал прислужником бунтовщиков. неслучайно эпиграфом к «капитанской дочке» пушкин выбрал пословицу: «береги честь смолоду». мысли и поступки главного героя полностью ей соответствовали.