Драматическое столкновение тысячелетней общенародной укорененной культуры с преломлением новой европейской культуры в сознании традиционалистской купеческой среды лежит в основе комедии «Бедность не порок» (1854). Именно этот конфликт составляет зерно сюжета пьесы, как бы втягивая в себя все другие сюжетные мотивы, в том числе и любовную линию, и отношения братьев Торцовых. Старинная русская бытовая культура здесь выступает именно как общенародная. Она — вчерашний день современных Островскому купцов, нередко ещё поколение или два назад бывших крестьянами. Быт этот ярок, живописен и в высшей степени поэтичен, по мысли Островского, и драматург всячески стремится художественно доказать это.
Повесть о Петре и Феврониии.Там рассказывается о простой женщине, которая вылечила князя Петра от страшной болезни.Князь убил змея,который перед смертью обрызгал Петра ядовитой жидкостью и Петр покрылся язвами и струпьями.Февронья пообещала,что вылечит его,если он на ней женится.Князь обещал,она ему дала хлебную закваску и отправила в баню.Там его смазали этой закваской,но один струп Феврония оставила.Князь не сдержал слово,не женился на ней и болезнь вернулась к нему,потому что он слукавил.Петр понял свою ошибку,вернулся за ней,женился и они прожили всю жизнь счастливо.Они стали святыми.
Именно этот конфликт составляет зерно сюжета пьесы, как бы втягивая в себя все другие сюжетные мотивы, в том числе и любовную линию, и отношения братьев Торцовых.
Старинная русская бытовая культура здесь выступает именно как общенародная. Она — вчерашний день современных Островскому купцов, нередко ещё поколение или два назад бывших крестьянами. Быт этот ярок, живописен и в высшей степени поэтичен, по мысли Островского, и драматург всячески стремится художественно доказать это.