ЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ. Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, стала событием, которое во многом определило жизнь Александра Твардовского и жизнь его поэзии.
В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает, патриотическая тема — в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру — таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы. Нашли отражение в военных стихах и горькая пора отступления, и высокое понимание солдатами чести и долга:
И про отвагу, долг и честь
Не будешь зря твердить,
Они в тебе.
Какой ты есть,
Каким лишь можешь быть.
По форме стихи военных лет разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:
Стой, красуйся в зарницах
И огнях торжества.
Мать родная, столица,
Крепость мира, Москва!
Вершиной поэтического наследия военных лет по праву считается поэма «Василий Теркин» (1941-1945) — памятник величию духа советского воина “в Великой Отечественной войне.
«Книга про бойца», как назвал ее сам поэт, воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди других произведений тех лет особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов военного быта. Главный герой поэмы — Василий Теркин — олицетворяет фактически весь народ. В этом образе нашли художественное воплощение все самые лучшие черты и качества русского национального характера. Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих.
1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.
2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика — совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.
- Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своём рассказе «Тихое утро»? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.
- Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжёлое испытание)
3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.
- Как начинает свой рассказ «Тихое угро» Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)
4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
Образ Яшки. Яшка — типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнёсся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дёрнул тело Володи вверх... Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слёзы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось...»
- Кем ощущает себя Яшка, собираясь рано угром на рыбалку? (взрослым человеком, настоящим специалистом в рыболовном деле)
- Почему Яшка разозлился на Володю? (Володя, не привыкший вставать так рано в городе, ещё полностью не может разделить всех восторгов Яшки)
- Как ведут себя мальчики, отправляясь на рыбалку? (Яшка считает себя специалистом в рыбной ловле, поэтому он перед Володей задирает нос.) Кто новый приятель Яшки, которому он собирается показать настоящую рыбалку? (Володя — приезжий из Москвы)
- Какими своими знаниями о природе, об окружающем мире поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? (Яшка рассказал, что громкий треск в поле означает звук тракгора, что у них в реке водится всякая рыба; определил голоса птиц; объяснил, как поймать дрозда)
- Как ведуг себя мальчики на рыбалке? (все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет показать себя настоящим знатоком рыбного дела; Володя же неуклюж, потерял равновесие и упал в воду)
- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? (сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыгнул в воду, затем ужас, что Володя его утопит; потом вновь желание Володю)
- Перечитайте выразительно отрывок понять чувства Яшки после Володи. Какие чувства испытывает в этот момент Яшка? (чувство страха за жизнь Володи, чувство жалости и сострадания, которые рождают любовь к ближнему)
Образ Володи. Городской мальчик _ полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задаёт лишних вопросов, боясь ещё больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоёмах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки путает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду.
ЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ. Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, стала событием, которое во многом определило жизнь Александра Твардовского и жизнь его поэзии.
В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает, патриотическая тема — в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру — таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы. Нашли отражение в военных стихах и горькая пора отступления, и высокое понимание солдатами чести и долга:
И про отвагу, долг и честь
Не будешь зря твердить,
Они в тебе.
Какой ты есть,
Каким лишь можешь быть.
По форме стихи военных лет разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:
Стой, красуйся в зарницах
И огнях торжества.
Мать родная, столица,
Крепость мира, Москва!
Вершиной поэтического наследия военных лет по праву считается поэма «Василий Теркин» (1941-1945) — памятник величию духа советского воина “в Великой Отечественной войне.
«Книга про бойца», как назвал ее сам поэт, воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди других произведений тех лет особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов военного быта. Главный герой поэмы — Василий Теркин — олицетворяет фактически весь народ. В этом образе нашли художественное воплощение все самые лучшие черты и качества русского национального характера. Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих.
1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.
2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика — совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.
- Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своём рассказе «Тихое утро»? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.
- Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжёлое испытание)
3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.
- Как начинает свой рассказ «Тихое угро» Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)
4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
Образ Яшки. Яшка — типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнёсся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дёрнул тело Володи вверх... Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слёзы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось...»
- Кем ощущает себя Яшка, собираясь рано угром на рыбалку? (взрослым человеком, настоящим специалистом в рыболовном деле)
- Почему Яшка разозлился на Володю? (Володя, не привыкший вставать так рано в городе, ещё полностью не может разделить всех восторгов Яшки)
- Как ведут себя мальчики, отправляясь на рыбалку? (Яшка считает себя специалистом в рыбной ловле, поэтому он перед Володей задирает нос.) Кто новый приятель Яшки, которому он собирается показать настоящую рыбалку? (Володя — приезжий из Москвы)
- Какими своими знаниями о природе, об окружающем мире поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? (Яшка рассказал, что громкий треск в поле означает звук тракгора, что у них в реке водится всякая рыба; определил голоса птиц; объяснил, как поймать дрозда)
- Как ведуг себя мальчики на рыбалке? (все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет показать себя настоящим знатоком рыбного дела; Володя же неуклюж, потерял равновесие и упал в воду)
- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? (сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыгнул в воду, затем ужас, что Володя его утопит; потом вновь желание Володю)
- Перечитайте выразительно отрывок понять чувства Яшки после Володи. Какие чувства испытывает в этот момент Яшка? (чувство страха за жизнь Володи, чувство жалости и сострадания, которые рождают любовь к ближнему)
Образ Володи. Городской мальчик _ полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задаёт лишних вопросов, боясь ещё больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоёмах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки путает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду.