в повести гоголя «портрет» есть и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.
художника чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения рафаэля, микеланджело, корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, чартков готов отдать за него последний двугривенный. нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими . он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». он отвергает художников, у которых «самая кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. своим успехом чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. однако чартков солгал, придав незначительной девице облик психеи. польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. и талант стал покидать чарткова, изменил ему. «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - говорит отец сыну во второй части повести. эти слова почти дословно повторяют слова моцарта в пушкинской трагедии: «гений и злодейство - две вещи несовместные». но для пушкина добро - в природе гениальности. гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.
чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. и несмотря на славу модного живописца, чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в италии, вызвала в чарткове потрясение. вероятно, в восхищенном контуре этой картины гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна карла брюллова «последний день помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «арабески».
но потрясение, испытанное чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. и этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. реальное объяснение судьбы чарткова столь же возможно, как и мистическое. сон, приводящий чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.
роман «портрет дориана грея» – о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке, о нравственности. сюжет ее заключается в том, что некий художник пишет прекрасный портрет красивого юноши. художник знакомит этого юношу, "чистого душой и помыслами", со своим другом генри. генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи - речи искусителя. он убеждает юношу (зовут которого дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость - высшая ценность, что совесть - лишь трусость и т.д. дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. он "искушен", хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. его желание сбывается. дориан сохраняет молодость и красоту, а главное - его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.
ответ:
в повести гоголя «портрет» есть и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.
художника чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения рафаэля, микеланджело, корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, чартков готов отдать за него последний двугривенный. нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими . он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». он отвергает художников, у которых «самая кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. своим успехом чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. однако чартков солгал, придав незначительной девице облик психеи. польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. и талант стал покидать чарткова, изменил ему. «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - говорит отец сыну во второй части повести. эти слова почти дословно повторяют слова моцарта в пушкинской трагедии: «гений и злодейство - две вещи несовместные». но для пушкина добро - в природе гениальности. гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.
чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. и несмотря на славу модного живописца, чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в италии, вызвала в чарткове потрясение. вероятно, в восхищенном контуре этой картины гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна карла брюллова «последний день помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «арабески».
но потрясение, испытанное чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. и этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. реальное объяснение судьбы чарткова столь же возможно, как и мистическое. сон, приводящий чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.
роман «портрет дориана грея» – о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке, о нравственности. сюжет ее заключается в том, что некий художник пишет прекрасный портрет красивого юноши. художник знакомит этого юношу, "чистого душой и помыслами", со своим другом генри. генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи - речи искусителя. он убеждает юношу (зовут которого дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость - высшая ценность, что совесть - лишь трусость и т.д. дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. он "искушен", хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. его желание сбывается. дориан сохраняет молодость и красоту, а главное - его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.
объяснение: