Лирическая героиня. Сильная, гордая женщина. О том, что были какие-то слова о конце связи, можно только догадываться. Но героиня, как мы видим, пережила их мужественно, без скандала, слез и упреков. Она нашла в себе силы проводить своего друга, закрыть за ним дверь. И только потом отдается переживаниям. Столбом стоит в теплом солнечном потоке с беспорядочно двигающимися, как ее мысли, пылинками, пытается вникнуть в звуки колокола. Но память подсовывает только слово "брошена". А героиня вовсе не хочет быть брошенной! Она не вещь! И, если сначала женщина глядит в зеркало, пытаясь найти в себе какие-то изъяны, то вскоре взгляд меняется. Он суров: она будет жить дальше, о ее боли никто не узнает. Друг еще что бросил такую красавицу. Она же не забудет этот урок. Вполне вероятно, что героиня придумала эту любовь и сейчас разочарована, что ошиблась.
Герой. О нем в стихотворении не сказано ничего определенного. Только - "друг". Возможно, он и не обещал героине ничего. Может быть, мужчина испугался перерастания ничего не значащей для него связи в прочные отношения и решил расставить точки. Скорее всего, при разрыве герой попытался подобрать щадящие слова, так как статус друга им не потерян.
Сюжет. Его развитие передает звукозапись: Героиня провожает друга до передней. Молча, сдерживая рыдания (повторение звуков р и д). Долго стоит безучастно в солнечной пыли. До ее сознания, наконец, доносится звук колокола (звуки о и л, намеченные при стоянии в золотой пыли, становятся отчетливее, подкрепленные ударом к: "колоколенка"). Наконец, она формулирует свои чувства словом "брошена". В ней зреет протест, героиня хочет убедиться, что она не вещь (шипящие и свистящие звуки). Переходит к зеркалу, которое после света кажется темным, а может, уже и сумерки в переживаниях настали. В зеркале отражается суровый взгляд и стиснутые губы (звуки л-д, р-в, п-т, м-н. т р) .
Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так. Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — “золотой” человек. Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой. Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”. Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.
А. Ахматова
Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово —
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
1913 г.
Тема. Разрыв с любимым.
Главная мысль. Тяжело, но надо жить дальше.
Лирическая героиня. Сильная, гордая женщина. О том, что были какие-то слова о конце связи, можно только догадываться. Но героиня, как мы видим, пережила их мужественно, без скандала, слез и упреков. Она нашла в себе силы проводить своего друга, закрыть за ним дверь. И только потом отдается переживаниям. Столбом стоит в теплом солнечном потоке с беспорядочно двигающимися, как ее мысли, пылинками, пытается вникнуть в звуки колокола. Но память подсовывает только слово "брошена". А героиня вовсе не хочет быть брошенной! Она не вещь! И, если сначала женщина глядит в зеркало, пытаясь найти в себе какие-то изъяны, то вскоре взгляд меняется. Он суров: она будет жить дальше, о ее боли никто не узнает. Друг еще что бросил такую красавицу. Она же не забудет этот урок. Вполне вероятно, что героиня придумала эту любовь и сейчас разочарована, что ошиблась.
Герой. О нем в стихотворении не сказано ничего определенного. Только - "друг". Возможно, он и не обещал героине ничего. Может быть, мужчина испугался перерастания ничего не значащей для него связи в прочные отношения и решил расставить точки. Скорее всего, при разрыве герой попытался подобрать щадящие слова, так как статус друга им не потерян.
Сюжет. Его развитие передает звукозапись: Героиня провожает друга до передней. Молча, сдерживая рыдания (повторение звуков р и д). Долго стоит безучастно в солнечной пыли. До ее сознания, наконец, доносится звук колокола (звуки о и л, намеченные при стоянии в золотой пыли, становятся отчетливее, подкрепленные ударом к: "колоколенка"). Наконец, она формулирует свои чувства словом "брошена". В ней зреет протест, героиня хочет убедиться, что она не вещь (шипящие и свистящие звуки). Переходит к зеркалу, которое после света кажется темным, а может, уже и сумерки в переживаниях настали. В зеркале отражается суровый взгляд и стиснутые губы (звуки л-д, р-в, п-т, м-н. т р) .
Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так.
Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — “золотой” человек.
Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли.
Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.
Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.