а) она была за него спокойна; б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;
в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё; г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас
19. Кто вытащил Митрашу из болота и ему жизнь:
а) Настя; б) собака; в) односельчане; г) ему самому удалось вылезти с ружья
20. Как Митраша позвал собаку Антипыча, призывая её на а) Травка, б)Затравка, в)Травинка, г)Муравка.
21. Что сделала Настя с клюквой? а)продала, б) наварила варенья,
в) отдала эвакуированным из блокадного Ленинграда детям, г) раздала соседям.
22. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:
а) других; б) себя; в) природы; г) для друзей;
23. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой: а) описание; б) повествование; в) рассуждение.
24. Во фразах: «Собака… выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему» – используется:
25. В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» – автор использует: а) метафору, б) сравнение, в) антитезу, г) гиперболу.
26. Какое средство использовано Пришвиным в словосочетаниях: «горячее и чистое солнце», «живительные лучи», «радужный хвост», «слепая елань», «злой ветер»: а)олицетворение,б)эпитет, г)сравнение, д) метафора
27. В отрывке: «Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:
28. Правда Антипыча – это правда вековечной суровой борьбы людей:
а) за выживание, б) за здоровье, в) за любовь, г) за полезные ископаемые.
29. Выберите из перечисленных ниже значений то, которое наиболее точно подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»: а) болото с залежами горючего торфа, б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,
в) деревья, травы, цветы, животные;г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.
30. Какова тема «Кладовой солнца»?
а) трудности военного времени; б) природа выше человека и человеческих страстей; в) главное в жизни - взаимоотношения между людьми;г)единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.
О приключениях маленького мальчика, величиной с мизинец. Впервые в сказочной литературе использован Шарлем Перро в 1697. Версия Шарля Перро появляется в контексте большого голода, бывшего в правление Людовика XIV и высвечивает неустойчивость крестьянской жизни и положение детей, которыми первыми жертвовали в случае бедствий.
Мальчик-с-пальчик впервые появляется в английском стихотворении XVI века «Tumbe his life and death», также получает развитие в сказке Перро. Эти сюжеты отличаются от распространённых европейских народных вариантов. Текст из сборника Афанасьева, близкий сюжету сказки братьев Гримм и интересный описанием деталей русского крестьянского быта, в свою очередь стал источником для одноименной сказки А. Н. Толстого. Г. П. Данилевским («Коротышка») обработана украинская народная сказка. Украинский и белорусский варианты отличаются социальной остротой (маленький мальчик — Горошек, Воловье ушко — потешается над царём, барином, попом и наносит им вред), башкирский и татарский вариант осложнён подробностями. Имеются также японская, турецкая и индийская версии сказки.
Русский поэт-романтик В.А. Жуковский написал для малышей чудесную сказку в стихах "Мальчик с пальчик" по мотивам сказки Шарля Перо.
Жил маленький мальчик: Был ростом он с пальчик, Лицом был красавчик, Как искры глазенки, Как пух волосенки; Он жил меж цветочков; В тени их листочков В жары отдыхал он, И ночью там спал он; С зарей просыпался, Живой умывался Росой, наряжался В листочек атласной Лилеи прекрасной; Проворную пчелку В свою одноколку Из легкой скорлупки Потом запрягал он, И с пчелкой летал он, И жадные губки С ней вместе впивал он В цветы луговые. К нему золотые Цикады слетались, И с ним забавлялись, Кружась с мотыльками, Жужжа и порхая, И ярко сверкая На солнце крылами; Ночною ж порою, Когда темнотою Земля покрывалась, И в небе с луною Одна за другою Звезда зажигалась, На луг благовонный С лампадой зажженной Лазурно-блестящий К малютке являлся Светляк; и сбирался К нему в круговую На пляску ночную Рой альфов летучий; Они-как бегучий Источник волнами — Шумели крылами, Свивались, сплетались, Проворно качались На тонких былинках, В перловых купались На травке росинках, Как искры сверкали И шумно плясали Пред ним до полночи. Когда же на очи Ему усыпленье, Под пляску, под пенье, Сходило — смолкали И вмиг исчезали Плясуньи ночные; Тогда, под живые Цветы угнездившись, И в сон погрузившись, Он спал под защитой Их кровли, омытой Росой до восхода Зари лучезарной Небесного свода. Так милый красавчик Жил мальчик наш с пальчик...
Вариант ответа:г)сказка-быль.
2. Действие произведения происходит:
а) до Великой Отечественной войны; б. во время в) сразу после войны; г) в 50-е годы.
3. Повествование в произведении ведется от лица: а) Насти; б)Митраши; в) геологов; г) жителей деревни.
4. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:
а) прекрасное равенство; б) бесспорное первенство сестры; в) преимущество брата; в)каждый сам за себя
5. Ремесло, которое освоил Митраша в свои 10 лет?
а) сапожное дело: умел чинить обувь; б) печное дело: умел класть кирпичные печи;
в) гончарство: мастерил глиняные горшки; г) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду.
6. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; б) «Мальчик с пальчик»; в) «Золотой петушок»; г) «Носик-курносик».
7. Рассказчик сравнивает Настю
а)с золотой веснушкой; б) с золотой курочкой; в)с Золушкой; г) с Дюймовочкой;
8. Дети отправились в лес:
а) голубикой; б) за костяникой; в) за клюквой; г) за черникой..
9. События происходили а) летом, б) осенью, в) зимой, г) весной
10. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный это:
а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.
11. Как называют в лесу отменно-приятное место?
а) полянка, б) палестинка, в)кудринка, г)грибница
12. Писатель включил историю ели и сосны в своё повествование, чтобы:
а) рассказать о несчастной жизни деревьев;
б) предупредить детей и нас, читателей, о грозящей беде;
в) объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
г) сделать пребывание в лесу детей более сказочным и таинственным.
13. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:
а) ей было их жалко; б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; г)деревья посадил Антипыч.
14. Дети в лесу поссорились из-за того, что…
а) каждый хотел идти по выбранной тропе; б)Митраша не хотел брать с собой еду;
в) Митраша не хотел нести корзину; г)Настя не разрешала брату стрелять из ружья
15. Как хотел идти Митраша?
а) по карте, б)прямиком на Север по компасу, в) широкой проторенной дорогой, г) лишь бы не с Настей
16. Что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес; б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус; в) самое топкое место в болоте.
17. Собирая клюкву, Настя испугалась:а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.
18. Почему Настя не вспомнила о брате?
а) она была за него спокойна; б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;
в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё; г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас
19. Кто вытащил Митрашу из болота и ему жизнь:
а) Настя; б) собака; в) односельчане; г) ему самому удалось вылезти с ружья
20. Как Митраша позвал собаку Антипыча, призывая её на а) Травка, б)Затравка, в)Травинка, г)Муравка.
21. Что сделала Настя с клюквой? а)продала, б) наварила варенья,
в) отдала эвакуированным из блокадного Ленинграда детям, г) раздала соседям.
22. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:
а) других; б) себя; в) природы; г) для друзей;
23. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой: а) описание; б) повествование; в) рассуждение.
24. Во фразах: «Собака… выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему» – используется:
а) метафора; б) сравнение; в) гипербола; г) антитеза.
25. В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» – автор использует: а) метафору, б) сравнение, в) антитезу, г) гиперболу.
26. Какое средство использовано Пришвиным в словосочетаниях: «горячее и чистое солнце», «живительные лучи», «радужный хвост», «слепая елань», «злой ветер»: а)олицетворение,б)эпитет, г)сравнение, д) метафора
27. В отрывке: «Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:
а) гипербола; б) олицетворение; в) метафора; г) сравнение.
28. Правда Антипыча – это правда вековечной суровой борьбы людей:
а) за выживание, б) за здоровье, в) за любовь, г) за полезные ископаемые.
29. Выберите из перечисленных ниже значений то, которое наиболее точно подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»: а) болото с залежами горючего торфа, б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,
в) деревья, травы, цветы, животные;г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.
30. Какова тема «Кладовой солнца»?
а) трудности военного времени; б) природа выше человека и человеческих страстей; в) главное в жизни - взаимоотношения между людьми;г)единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.
Мальчик-с-пальчик впервые появляется в английском стихотворении XVI века «Tumbe his life and death», также получает развитие в сказке Перро. Эти сюжеты отличаются от распространённых европейских народных вариантов. Текст из сборника Афанасьева, близкий сюжету сказки братьев Гримм и интересный описанием деталей русского крестьянского быта, в свою очередь стал источником для одноименной сказки А. Н. Толстого. Г. П. Данилевским («Коротышка») обработана украинская народная сказка. Украинский и белорусский варианты отличаются социальной остротой (маленький мальчик — Горошек, Воловье ушко — потешается над царём, барином, попом и наносит им вред), башкирский и татарский вариант осложнён подробностями. Имеются также японская, турецкая и индийская версии сказки.
Русский поэт-романтик В.А. Жуковский написал для малышей чудесную сказку в стихах "Мальчик с пальчик" по мотивам сказки Шарля Перо.
Жил маленький мальчик:
Был ростом он с пальчик,
Лицом был красавчик,
Как искры глазенки,
Как пух волосенки;
Он жил меж цветочков;
В тени их листочков
В жары отдыхал он,
И ночью там спал он;
С зарей просыпался,
Живой умывался
Росой, наряжался
В листочек атласной
Лилеи прекрасной;
Проворную пчелку
В свою одноколку
Из легкой скорлупки
Потом запрягал он,
И с пчелкой летал он,
И жадные губки
С ней вместе впивал он
В цветы луговые.
К нему золотые
Цикады слетались,
И с ним забавлялись,
Кружась с мотыльками,
Жужжа и порхая,
И ярко сверкая
На солнце крылами;
Ночною ж порою,
Когда темнотою
Земля покрывалась,
И в небе с луною
Одна за другою
Звезда зажигалась,
На луг благовонный
С лампадой зажженной
Лазурно-блестящий
К малютке являлся
Светляк; и сбирался
К нему в круговую
На пляску ночную
Рой альфов летучий;
Они-как бегучий
Источник волнами —
Шумели крылами,
Свивались, сплетались,
Проворно качались
На тонких былинках,
В перловых купались
На травке росинках,
Как искры сверкали
И шумно плясали
Пред ним до полночи.
Когда же на очи
Ему усыпленье,
Под пляску, под пенье,
Сходило — смолкали
И вмиг исчезали
Плясуньи ночные;
Тогда, под живые
Цветы угнездившись,
И в сон погрузившись,
Он спал под защитой
Их кровли, омытой
Росой до восхода
Зари лучезарной
Небесного свода.
Так милый красавчик
Жил мальчик наш с пальчик...