«царевна-лебедь» — картина михаила врубеля[1], посвященная персонажу оперы н. а. римского-корсакова «сказка о царе салтане» (по одноимённой сказке пушкина). царевна с полотна врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. изображена царевна-лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город леденец, выполненные художником). «но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. в эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. художник наделяет свой образ демоническими чертами. царевна-лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. изображение кажется бесплотным призрачным видением»[5]. а. п. иванов говорил об этой картине: «не сама ли то дева-обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий? », имея в виду персонаж из «слова о полку игореве».
Всем известная сказка «царевна-лягушка» является волшебной (мифологической), так как в основе ее сюжета много архаичных элементов: анимистическое представление о возможности брака человека и животного, магические действия, слова и предметы, традиционный мотив добывания невесты у мифологического противника, наличие мифологических героев (василиса прекрасная, кощей бессмертный, баба-яга) и чудесных ( животные, добыть смерть кощея). героями сказки являются иван-царевич и его чудесная жена василиса прекрасная, типичные персонажи сказочного мотива «добывание невесты». характер ивана-царевича раскрывается в соответствии с народным этическим идеалом: он добр, честен, верен данному слову, способен ради любимого человека рисковать жизнью, милосерден по отношению к слабым. василиса прекрасная обладает магическими способностями, что роднит ее с мифологическими персонажами (кощеем и бабой-ягой) и миром природы (она вынуждена оставаться до определенного времени в образе лягушки). встречи героев и временной разлуки по вине ивана-царевича является основой сюжета, который открывается традиционным зачином, вводящим в особый мир сказки. экспозицией является решение царя женить трех сыновей необычным образом: пустив стрелу «по белу свету», т.е. положившись на судьбу. стрела младшего сына упала в болото и подхватила ее лягушка. кажется, что решение героя взять лягушку в жены можно считать завязкой сюжета, однако это не так, потому что это действие не является началом конфликта сил добра и зла, который обязателен для развития действия и достижения кульминации и развязки. в данной сказке продолжительная экспозиция: она включает три испытания жен царевичей и завершается необдуманным поступком ивана-царевича – сжиганием кожи лягушки. следовательно, завязкой сюжет является нарушение запрета, которое нарушает равновесие сил добра и зла и василиса прекрасная вынуждена подчиниться воле кощея. иван царевич отправляется на поиски жены и проявляет смелость при встрече с бабой-ягой и доброту при встрече с животными. с мифологического (бабы-яги) и ему животных он достигает кульминации: добывает магический предмет – яйцо, в котором заключена смерть кощея и побеждает его. смерть кощея является развязкой сказочного сюжета, а возвращение героев домой – традиционной концовкой.