интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный. в связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски лёгкой жизни видит екимов спасение деревни сегодня.
девятилетний мальчик яков, фетисыч, как зовут его на хуторе, — герой рассказа «фетисыч» . екимов в “дитяти” видит надежду на возрождение россии из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.
пейзаж, обрамляющий рассказ, явно символичен. неуютный промозглый декабрь — время рождественского поста. в прежние времена на руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились; до рождества — ни капли спиртного. теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывая в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают. холодная осень в душах людей, равнодушие. вот отчим фетисыча. он пьёт, сквернословит. вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро. уже украдены и рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника. лишь школа, где учится фетисыч, уютный дом для хуторских , пока ещё цела. но вот умирает старая учительница. и погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина фетисыча.
писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. у фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. только не таков этот почти некрасовский “мужичок с ноготок”. стал он требовать: “учительницу бы нам найти”. ведь на хуторе были и другие дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село. а пока взял он “руководство” классом в свои руки. “не будет уроков, повесят замок, цветы помёрзнут, — рассуждает мальчик. — а через неделю… школу разгромят. сначала вынут стёкла. говорят, они дорогие. потом снимут двери, окна выдерут. и пойдут курочить… ” вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью фетисыч, как представил он, что “к новому году от школы останется лишь пустая коробка с чёрными проёмами. так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. так будет и со школой. без него всё пойдет прахом”. и полились из его глаз слёзы. фетисычу под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда-то учительница мария петровна. это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли. рассказ заканчивается пробуждением фетисыча. просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за , за свою школу.
открытый лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой: “к рассвету прояснилось. заря вставала уже зимняя, розовая. хутор лежал вовсе тихий, в снегу… ” цветообраз чистого белого снега — та художественная деталь, которая напоминает о скором рождестве, а вместе с ним — и возможном исцелении души тех, кто погряз в грехах человеческих.
ответ:
интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный. в связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски лёгкой жизни видит екимов спасение деревни сегодня.
девятилетний мальчик яков, фетисыч, как зовут его на хуторе, — герой рассказа «фетисыч» . екимов в “дитяти” видит надежду на возрождение россии из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.
пейзаж, обрамляющий рассказ, явно символичен. неуютный промозглый декабрь — время рождественского поста. в прежние времена на руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились; до рождества — ни капли спиртного. теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывая в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают. холодная осень в душах людей, равнодушие. вот отчим фетисыча. он пьёт, сквернословит. вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро. уже украдены и рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника. лишь школа, где учится фетисыч, уютный дом для хуторских , пока ещё цела. но вот умирает старая учительница. и погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина фетисыча.
писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. у фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. только не таков этот почти некрасовский “мужичок с ноготок”. стал он требовать: “учительницу бы нам найти”. ведь на хуторе были и другие дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село. а пока взял он “руководство” классом в свои руки. “не будет уроков, повесят замок, цветы помёрзнут, — рассуждает мальчик. — а через неделю… школу разгромят. сначала вынут стёкла. говорят, они дорогие. потом снимут двери, окна выдерут. и пойдут курочить… ” вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью фетисыч, как представил он, что “к новому году от школы останется лишь пустая коробка с чёрными проёмами. так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. так будет и со школой. без него всё пойдет прахом”. и полились из его глаз слёзы. фетисычу под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда-то учительница мария петровна. это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли. рассказ заканчивается пробуждением фетисыча. просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за , за свою школу.
открытый лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой: “к рассвету прояснилось. заря вставала уже зимняя, розовая. хутор лежал вовсе тихий, в снегу… ” цветообраз чистого белого снега — та художественная деталь, которая напоминает о скором рождестве, а вместе с ним — и возможном исцелении души тех, кто погряз в грехах человеческих.
объяснение: