Ася — главная героиня. Незаконнорожденная дочь помещика и его крепостной служанки. После смерти матери и отца ее воспитанием занимается брат по отцу, Гагин. До семнадцати лет А. воспитывалась в одном из лучших петербургских пансионов. Затем Гагин, выйдя в отставку, отправляется путешествовать по Европе и берет А. с собой. В маленьком немецком городке героиня встречается с молодым русским (Н. Н.) и влюбляется в него. История их любви обнаруживает резкую необычность психологии и поступков А. Недоразумение, которое в жизни другого человека благополучно разрешилось бы в течение нескольких дней (или даже часов), приводит к бегству и бесследному исчезновению девушки. Характер героини соткан из противоречий и крайностей. Ее искренность и прямота сразу же смущают Н. Н. Мечты о любви сливаются у нее с идеалом жертвенного героизма, с мыслью о молитве, о трудном подвиге, а в конце концов — с тоской по чему-то запредельному. Эти черты «великой души» сближают А. с пушкинской Татьяной и предвосхищают образы Лизы Калитиной («Дворянское гнездо») и Елены Стаховой («Накануне»). А. напоминает также некоторых героинь Достоевского. Их роднит сочетание ущемленности и неистребимой гордости, мучительное противоречие между стремлением к самоутверждению и постоянно возобновляемым ощущением собственной неполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое А. воспринимает обостренно: для нее это несправедливость абсолютно неисправимая, обрекающая ее на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда предельная напряженность душевной жизни и эксцентричность поведения А. На протяжении повести героиню несколько раз называют сумасшедшей. «Я иногда самой себя боюсь», — признается она. Любовь А. так же дисгармонична и напряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое мгновение любви, каждую из ее меняющихся ситуаций героиня переживает как единственную и решающую. Для ее любви «нет завтрашнего дня», как нет, в сущности, и дня вчерашнего. Поэтому любовь А. неизбежно оказывается катастрофичной.
Гагин — старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе. Г. мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н., это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекает Г. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению А.: в сущности, Г. выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым несчастной развязке.
Н. Н. — герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный, или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В его психологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своему гармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновенным впечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли не все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Ася ассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинской Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте.Характер героя особым образом сказывается в переживании любви: доверие к естественным движениям чувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, с тяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенные чувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой или природой.Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становится напряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно в ней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний героя по-своему трагической развязке.
Характер Аси во многом объясняется ее судьбой. Ася-побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Поэтому Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость. Не отличают нравственная чистота, искренность к сильным страстям, мечта о большой любви. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной,возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.
Гагин -старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе. Гагин мягок, добродушен и мил. По замечанию г-на NN, это "русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара". Душевная аморфность обрекает его на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению Асей: в сущности, Гагин выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым несчастной развязке. Причина страданий героя, его неудавшейся жизни, его трагедии кроется в нем самом, в его трусости, нерешительности, практической бес Он не может грамотно распорядиться своей судьбой, потому что пасует перед трудностями. Человек сам является кузнецом своего счастья, он сам расплачивается за совершенные когда-то ошибки. Расплатой для тургеневского героя стало одиночество. Одиночество в духовном, личном и общественном плане. Как известно, именно одиночество - самое страшное наказание для человека. Жить иллюзиями, воспоминаниями бессмысленно. Через много лет, когда мы видим г-на N постаревшим, в нём уже не остаётся былых надежд и стремлений. Его существование наполнено лишь сожалениями и светлыми воспоминаниями об Асе, об ушедшей молодости, мечтами, которых уже никогда не вернёшь.
Эти черты «великой души» сближают А. с пушкинской Татьяной и предвосхищают образы Лизы Калитиной («Дворянское гнездо») и Елены Стаховой («Накануне»). А. напоминает также некоторых героинь Достоевского. Их роднит сочетание ущемленности и неистребимой гордости, мучительное противоречие между стремлением к самоутверждению и постоянно возобновляемым ощущением собственной неполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое А. воспринимает обостренно: для нее это несправедливость абсолютно неисправимая, обрекающая ее на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда предельная напряженность душевной жизни и эксцентричность поведения А. На протяжении повести героиню несколько раз называют сумасшедшей. «Я иногда самой себя боюсь», — признается она.
Любовь А. так же дисгармонична и напряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое мгновение любви, каждую из ее меняющихся ситуаций героиня переживает как единственную и решающую. Для ее любви «нет завтрашнего дня», как нет, в сущности, и дня вчерашнего. Поэтому любовь А. неизбежно оказывается катастрофичной.
Гагин — старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе. Г. мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н., это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекает Г. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению А.: в сущности, Г. выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым несчастной развязке.
Н. Н. — герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный, или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В его психологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своему гармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновенным впечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли не все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Ася ассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинской Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте.Характер героя особым образом сказывается в переживании любви: доверие к естественным движениям чувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, с тяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенные чувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой или природой.Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становится напряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно в ней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний героя по-своему трагической развязке.
Поэтому Ася болезненно воспринимает свое ложное положение.
Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость. Не отличают нравственная чистота, искренность к сильным страстям, мечта о большой любви.
Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты.
Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной,возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.
Гагин -старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант.
Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе.
Гагин мягок, добродушен и мил. По замечанию г-на NN, это "русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара".
Душевная аморфность обрекает его на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению Асей: в сущности, Гагин выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым несчастной развязке.
Причина страданий героя, его неудавшейся жизни, его трагедии кроется в нем самом, в его трусости, нерешительности, практической бес Он не может грамотно распорядиться своей судьбой, потому что пасует перед трудностями.
Человек сам является кузнецом своего счастья, он сам расплачивается за
совершенные когда-то ошибки. Расплатой для тургеневского героя стало
одиночество. Одиночество в духовном, личном и общественном плане.
Как известно, именно одиночество - самое страшное наказание для человека.
Жить иллюзиями, воспоминаниями бессмысленно. Через много лет, когда мы
видим г-на N постаревшим, в нём уже не остаётся былых надежд и стремлений.
Его существование наполнено лишь сожалениями и светлыми воспоминаниями
об Асе, об ушедшей молодости, мечтами, которых уже никогда не вернёшь.