Он действительно был героем, титаном в первоначальном значении этих слов. Подумайте только, его воспевали больше двадцати пяти столетий! Это — только в драме Эсхила, а сколько после пего? Против воли всемогущего Зевса Прометей, бунтарь-одиночка, приносит людям огонь в тлеющем тростнике. Разгневанный Зевс обрекает его на ужасную казнь. Где-то «за кадром» остается великий дар Прометея людям — огонь, дающий толчок земледелию, ремеслам, наукам. Облагодетельствованных им людей мы не видим на сцене и не знаем, вспоминают ли они о герое. Есть здесь боги, титаны, собеседник-комментатор происходящего — хор. Друг Гефест, бог кузнечного дела, прикует цепями к скале. Он сочувствует, но должен исполнять приказ. Сестры-Океаниды, мать, даже отец советуют покориться: мол, плетью обуха, не перешибешь. Прометей испытывает страшные мучения: огромный орел каждое утро прилетает клевать печень титана. Герой переживает и позор прилюдного наказания. Ценой таких мучений даже бессмертия не захочешь. Звучит комментарий хора: Нет смертным чересчур, Себя в таком оставляет несчастье. У Прометея есть возможность отступления: не просить пощады, не каяться, а обменять на свободу свое знание о судьбе Зевса. Ведь жизнь стоит такого обмена. Да, но не для героя, не для гордого титана Прометея. «Муки терпеть врагу от врагов не позорно ничуть», — считает он. Пусть даже тело его будет брошено на черное дно Тартара — бездны и недрах земли, он останется непобежденным. Его не запугать, не согнуть, не сломать. Прикованный к скале, в цепях — он не раб. Он свободен духом. Не встретила я ни в древнегреческом мифе, ни у Эсхила благодарности Прометею от его современников. За ремесла, за огонь, за достоинство, данное людям в борьбе с сильными мира. Но подумайте: ведь мы, далекие потомки, владеющие многими знаниями и навыками, бережем огонь Прометея как в прямом, так и в переносном смысле. Этот огонек несломленности освещает наши души выстоять в сложных обстоятельствах. А имя Прометея стало символом жертвенности, служения людям. Люди с благодарностью склоняются перед ним, как через столетия с уважением поклоняются подвигу и страданию за все человечество другого героя — Иисуса Христа.
На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев. На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы. Кратко не вышло :)
Против воли всемогущего Зевса Прометей, бунтарь-одиночка, приносит людям огонь в тлеющем тростнике. Разгневанный Зевс обрекает его на ужасную казнь.
Где-то «за кадром» остается великий дар Прометея людям — огонь, дающий толчок земледелию, ремеслам, наукам. Облагодетельствованных им людей мы не видим на сцене и не знаем, вспоминают ли они о герое.
Есть здесь боги, титаны, собеседник-комментатор происходящего — хор. Друг Гефест, бог кузнечного дела, прикует цепями к скале. Он сочувствует, но должен исполнять приказ. Сестры-Океаниды, мать, даже отец советуют покориться: мол, плетью обуха, не перешибешь. Прометей испытывает страшные мучения: огромный орел каждое утро прилетает клевать печень титана. Герой переживает и позор прилюдного наказания. Ценой таких мучений даже бессмертия не захочешь. Звучит комментарий хора: Нет смертным чересчур, Себя в таком оставляет несчастье.
У Прометея есть возможность отступления: не просить пощады, не каяться, а обменять на свободу свое знание о судьбе Зевса. Ведь жизнь стоит такого обмена.
Да, но не для героя, не для гордого титана Прометея. «Муки терпеть врагу от врагов не позорно ничуть», — считает он. Пусть даже тело его будет брошено на черное дно Тартара — бездны и недрах земли, он останется непобежденным. Его не запугать, не согнуть, не сломать. Прикованный к скале, в цепях — он не раб. Он свободен духом.
Не встретила я ни в древнегреческом мифе, ни у Эсхила благодарности Прометею от его современников. За ремесла, за огонь, за достоинство, данное людям в борьбе с сильными мира. Но подумайте: ведь мы, далекие потомки, владеющие многими знаниями и навыками, бережем огонь Прометея как в прямом, так и в переносном смысле. Этот огонек несломленности освещает наши души выстоять в сложных обстоятельствах.
А имя Прометея стало символом жертвенности, служения людям. Люди с благодарностью склоняются перед ним, как через столетия с уважением поклоняются подвигу и страданию за все человечество другого героя — Иисуса Христа.
Кратко не вышло :)