Какие художественно-изобразительные средства используются в песне? Приведите примеры.
На заре то было, братцы, на утренней,
На восходе красного солнышка,
На закате светлого месяца.
Не сокол летал по поднебесью,
Ясаул гулял по насадику.
Он гулял, гулял, погуливал,
Добрых молодцов побуживал:
«Вы вставайте, добры молодцы,
Пробужайтесь, казаки донски!
Нездорово на Дону у нас,
Помутился славный тихой Дон
Со вершины до черна моря,
До черна моря Азовского,
Помешался весь казачий круг,
Атамана больше нет у нас,
Нет Степана Тимофеевича,
По прозванию Стеньки Разина.
Поймали добра молодца,
Завязали руки белые,
Повезли во каменну Москву
И на славной Красной площади
Отрубили буйну голову».
Прочитайте выразительно текст народной песни «Ах вы, ветры, ветры буйные»
Ах вы, ветры, ветры буйные,
Ветры буйные, залетные,
Принесите вы мне весточку
От родной моей сторонушки!
Там так ярко солнце красное,
Там свежи луга зеленые,
Там родная Волга-матушка,
Там звучна так песнь разгульная!..
Скучно, душно, ветры буйные,
Жить в темнице разукрашенной,
Видеть небо всё туманное,
Слышать песни всё зловещие.
Всюду светит солнце красное,
Есть повсюду люди добрые,
Но нигде нет другой родины,
Нет нигде ее радушия.
Разнесите, ветры буйные,
Грусть-тоску мою, кручинушку,
Успокойте сердце бедное, -
Всё изныло в злой неволюшке.
Так и рвется горемышное!
Скучно, горько на чужбине жить!
Посмотрел бы хоть на родину,
Хоть взглянул бы на родимый кров.
гулял по насадику.
Он гулял, гулял, погуливал,
Добрых молодцов побуживал:
«Вы вставайте, добры молодцы,
Пробужайтесь, казаки донски!
В песне "На заре то было, братцы, на утренней" мы можем выделить несколько художественно-изобразительных средств:
1. Эпитеты. Эпитеты – это прилагательные или стоящие на месте прилагательных слова, которые описывают предмет или явление более ярко и красочно. Например, в строке "На закате светлого месяца" слово "светлого" является эпитетом, которое придает дополнительное значение светлости и яркости.
2. Повторение. Повторение – это использование одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального эффекта. В песне повторяются такие выражения, как "он гулял, гулял, погуливал" и "нет у нас, нет Степана Тимофеевича".
3. Антитеза. Антитеза – это употребление противоположных понятий или идей для создания контрастов и выделения какого-то особого смысла. В песне присутствует антитеза между "помутился славный тихой Дон" и "со вершины до черна моря", подчеркивающая изменения, происходящие на Дону.
4. Метафора. Метафора – это образное сравнение, при котором одно явление или предмет называется именем другого, существующего наряду с ним. Например, "На заре то было, братцы, на утренней" - здесь "заря" и "утренняя" это метафора, которая описывает начало дня и возрождение.
Теперь обратимся к второй песне "Ах вы, ветры, ветры буйные". Здесь мы также можем выделить несколько художественно-изобразительных средств:
1. Эпитеты. Как и в предыдущей песне, в этом примерах присутствуют эпитеты, которые создают более яркое и красочное описание, например, "ветры буйные, залетные" и "солнце красное".
2. Сравнение. Сравнение – это средство, которое устанавливает связь между двумя явлениями или предметами, используя слова "как", "словно" и др. Например, "Там так ярко солнце красное" - здесь солнце сравнивается с чем-то ярким и красивым.
3. Рифма. Рифма – это повторение звуков в конце строк. В песне присутствует рифма в конце всех строк, что помогает создать музыкальность и ритм.
4. Образы. Образы – это особые словесные образы, которые помогают описать предметы или явления более ярко и наглядно. В песне присутствуют такие образы как "родная Волга-матушка" и "песни всё зловещие".
Чтобы лучше понять выразительность песни "Ах вы, ветры, ветры буйные", рекомендую прочитать ее с интонацией и выражением эмоций. Используйте паузы, изменяйте громкость голоса, чтобы передать настроение песни.
Надеюсь, мой ответ был понятен и помог вам разобраться в использовании художественно-изобразительных средств в песнях. Если у вас остались вопросы, обращайтесь!