А.К.Толстой. ГДЕ ГНУТСЯ НАД ОМУТОМ ЛОЗЫ... Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод.
«Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!» 1840 г. При чтении первых строк стихотворения настраиваешься на благодушно-созерцательный лад. Жаркий летний день. Над водой резвятся под солнцем стрекозы. Ребенок воображает, что эти прекрасные создания хотят с ним дружить. Он уже слышит их разговор. То, что поэт в первой строчке предупреждает, что место действия - омут, проскользнуло мимо сознания. А ведь омут - это глубокая яма на дне, над которой образуется подводная воронка, затягивающая, подобно смерчу. И, что.самое страшное, омут может быть тихим, не обнаруживающим себя на поверхности. Настроение резко меняется, когда вдруг понимаешь, что это - не веселые стрекозы. Под их маской скрывается недобрая сила, гипнотизирующая мальчика: "Подойди ближе. Подойди. Подойди же скорее, пока мать не проснулась." Становится тревожно за беззащитное дитя, которое еще не настолько разумно, чтобы противостоять искушению. А стрекозы бесстыдно хвалятся своей красотой, лгут, притворяясь, что они давно любят этого ребенка, и подталкивают его к воде. А в конце стихотворения накатывает безнадежность. Отчаяние, от того, что не сможешь никаким образом малышу его. Он сам должен сделать выбор. И, похоже, он сделает шаг навстречу гибели. Приложение.1. Ивы; 2. Гипноз стрекоз; 3. Омут.
Примечание: Алексей Константинович Толстой сначала продолжил: "Дитя побежало проворноНа голос манящих стрекоз.Там ил был глубокий и черныйИ тиною омут порос." И еще 3 жутких строфы.... Но потом он не стал сгущать краски, оставив нам половину стихотворения и выбор, могущий предотвратить трагедию.
Сегодня у нас будет контрольная по математике, и я решила не ходить в школу. Родители рано ушли на работу, они не узнают, что я один день прогуляю; я очень устала, уже конец года, меня замучили дела! “Могу я хоть один день отдохнуть? — спрашиваю себя и тут же утвердительно отвечаю: — Конечно!” Это был божественный день. Я пересмотрела все телепередачи, объелась вареньем, собрала свою игрушку , хранившегося со дня рождения. Потом села за уроки. Неожиданно зазвонил телефон. Я взяла трубку. Звонила наша классная руководительница, она спросила, почему меня не было в школе. Голосом отца я ответила, что дочь больна, у нее высокая температура. Анна Юрьевна забеспокоилась о моем здоровье, спросила, не надо ли чем Я поблагодарила ее за заботу и ответила, что ничего не нужно. Потом она попрощалась и спросила, с кем разговаривала? И я, не подумав, ответила: — С моим папой!
ГДЕ ГНУТСЯ НАД ОМУТОМ ЛОЗЫ...
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно -
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!»
1840 г.
При чтении первых строк стихотворения настраиваешься на благодушно-созерцательный лад. Жаркий летний день. Над водой резвятся под солнцем стрекозы. Ребенок воображает, что эти прекрасные создания хотят с ним дружить. Он уже слышит их разговор. То, что поэт в первой строчке предупреждает, что место действия - омут, проскользнуло мимо сознания.
А ведь омут - это глубокая яма на дне, над которой образуется подводная воронка, затягивающая, подобно смерчу. И, что.самое страшное, омут может быть тихим, не обнаруживающим себя на поверхности.
Настроение резко меняется, когда вдруг понимаешь, что это - не веселые стрекозы. Под их маской скрывается недобрая сила, гипнотизирующая мальчика: "Подойди ближе. Подойди. Подойди же скорее, пока мать не проснулась." Становится тревожно за беззащитное дитя, которое еще не настолько разумно, чтобы противостоять искушению. А стрекозы бесстыдно хвалятся своей красотой, лгут, притворяясь, что они давно любят этого ребенка, и подталкивают его к воде.
А в конце стихотворения накатывает безнадежность. Отчаяние, от того, что не сможешь никаким образом малышу его. Он сам должен сделать выбор. И, похоже, он сделает шаг навстречу гибели.
Приложение.1. Ивы; 2. Гипноз стрекоз; 3. Омут.
Примечание: Алексей Константинович Толстой сначала продолжил:
"Дитя побежало проворноНа голос манящих стрекоз.Там ил был глубокий и черныйИ тиною омут порос."
И еще 3 жутких строфы....
Но потом он не стал сгущать краски, оставив нам половину стихотворения и выбор, могущий предотвратить трагедию.
Родители рано ушли на работу, они не узнают, что я один день прогуляю; я очень устала, уже конец года, меня замучили дела! “Могу я хоть один день отдохнуть? — спрашиваю себя и тут же утвердительно отвечаю: — Конечно!”
Это был божественный день. Я пересмотрела все телепередачи, объелась вареньем, собрала свою игрушку , хранившегося со дня рождения. Потом села за уроки. Неожиданно зазвонил телефон. Я взяла трубку. Звонила наша классная руководительница, она спросила, почему меня не было в школе. Голосом отца я ответила, что дочь больна, у нее высокая температура.
Анна Юрьевна забеспокоилась о моем здоровье, спросила, не надо ли чем Я поблагодарила ее за заботу и ответила, что ничего не нужно. Потом она попрощалась и спросила, с кем разговаривала? И я, не подумав, ответила:
— С моим папой!