1). Использование «говорящих» имен и фамилий: Простакова, Стародум, Скотинин, Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин. Митрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. Простакова: "А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире Скажи, болван, чем ты оправдаешься?" Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: "Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись", "Не хочу учиться, хочу жениться".
3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство. 5). Саморазоблачения героев:
Г-жа Простакова. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.
Простаков (долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь. Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы, стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. 4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо, батюшка. 5) Риторические вопросы: А извозчики-то на что ж? Каково это? 6) Риторические восклицания: Ах, мой батюшка!
Признаки сатиры и юмора: 1). Создание комических ситуаций: драка Простаковой со Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), ирония и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в Простаковых «лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
В рассказе Короленко «В дурном обществе» центром действия является маленький «юго-западный» городок, жители которого обычно заняты мелкими повседневными делами. По иронии судьбы, в числе людей, являющихся в этом обществе отверженными, находится несколько незаурядных личностей. И если со стороны ограниченных горожан эти люди вызывают насмешки и издевательства, то в душе мальчика Васи они пробуждают живой интерес и сочувствие. Вася вырос в хорошей семье, среди любящих друг друга людей. Его отец – человек сильный, умный и порядочный. Вася – тоже такой. Несмотря на то, что он – еще ребенок, в трудных жизненных ситуациях он проявляет себя таким же смелым и честным, как отец. Его сердце умеет любить, он вынес этот талант из счастливого детства. Но потеря мамы заставила его рано повзрослеть, поэтому он тянется к Валеку, который может его понять, ведь он и сам повзрослел из-за тяжелых жизненных испытаний.
Вася не совершил ни одного плохого поступка. Наоборот, все, что с ним происходило, доказывает, что он не посрамил чести семьи. Обнаружив нуждающихся в его людей, он проявил лучшие стороны характера, переданные ему родителями, что и привело к тому, что отец, оценив его благородство и мужество, стал лучше к нему относиться.
Вася – хороший человек независимо от обстоятельств. Ведь даже тогда, когда он потерял своих друзей, его доброе сердце не могло стерпеть, что тупая толпа издевается над безобидным Профессором.
Поэтому нельзя сказать, что на протяжении рассказа Вася приходит к правде и добру. Он от них и не уходил.
Художественные средства:
1). Использование «говорящих» имен и фамилий: Простакова, Стародум, Скотинин, Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин.
Митрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. Простакова: "А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире Скажи, болван, чем ты оправдаешься?"
Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: "Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись", "Не хочу учиться, хочу жениться".
3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.5). Саморазоблачения героев:
Г-жа Простакова. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.
Простаков (долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы, стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительносчитать все то за вздор, чего не знаешь.
2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо, батюшка.
5) Риторические вопросы: А извозчики-то на что ж? Каково это?
6) Риторические восклицания: Ах, мой батюшка!
Признаки сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка Простаковой со Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), ирония и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в Простаковых «лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
Вася вырос в хорошей семье, среди любящих друг друга людей. Его отец – человек сильный, умный и порядочный. Вася – тоже такой. Несмотря на то, что он – еще ребенок, в трудных жизненных ситуациях он проявляет себя таким же смелым и честным, как отец. Его сердце умеет любить, он вынес этот талант из счастливого детства. Но потеря мамы заставила его рано повзрослеть, поэтому он тянется к Валеку, который может его понять, ведь он и сам повзрослел из-за тяжелых жизненных испытаний.
Вася не совершил ни одного плохого поступка. Наоборот, все, что с ним происходило, доказывает, что он не посрамил чести семьи. Обнаружив нуждающихся в его людей, он проявил лучшие стороны характера, переданные ему родителями, что и привело к тому, что отец, оценив его благородство и мужество, стал лучше к нему относиться.
Вася – хороший человек независимо от обстоятельств. Ведь даже тогда, когда он потерял своих друзей, его доброе сердце не могло стерпеть, что тупая толпа издевается над безобидным Профессором.
Поэтому нельзя сказать, что на протяжении рассказа Вася приходит к правде и добру. Он от них и не уходил.