Содержание явление 1. жена и дочь городничего, увидев в окно добчинского, торопят его рассказывать новости про ревизора. явление 2. добчинский передаёт анне андреевне записку от мужа и сообщает, что ревизор, хотя и не генерал, но не уступит генералу образованием и важностью поступков. явление 3. готовясь к приёму ревизора, дочь и жена губернатора спорят о том, какое платье больше всего пойдёт каждой из них. явление 4. слуга осип приносит в дом городничего чемодан с вещами хлестакова и требует накормить себя. явление 5. хлестаков и отцы города возвращаются в дом городничего после завтрака и поездки по разным учреждениям. хлестаков хвалит угощение и осведомляется, негде ли у них поиграть в карты. городничий, видя в таком вопросе коварный подвох, отвечает, что никогда не играет, ибо не хочет терять время, которое можно потратить на пользу государственную. явление 6. городничий представляет хлестакову жену и дочь. хлестаков рисуется перед ними. он начинает рассказывать про свою петербургскую жизнь и, незаметно для себя самого, привирает всё больше. хлестаков уверяет, что он близко знаком с пушкиным и сам написал немало сочинений, к примеру, «женитьбу фигаро» и «юрий милославский». он рассказывает, что его дом – первый в столице, что в приёмной у него толкутся, жужжа, как шмели, князья и графы. раз он, якобы, департаментом, рассылая 35 тысяч курьеров, а теперь его скоро произведут в фельдмаршалы. явление 7. хлестаков ложится спать, а гости расходятся от городничего, делясь почтительными впечатлениями о «ревизоре». явление 8. жена и дочь городничего спорят о том, на кого из них хлестаков обратил больше внимания. явление 9. городничий, уложив хлестакова, выходит из его комнаты в подобострастном волнении. явление 10. городничий с женой и дочерью обхаживают слугу «ревизора», осипа. осип уже понимает, что его хозяина приняли за кого-то другого, но решает воспользоваться случаем. он рассказывает: его барин влиятелен, строг и сильно прислушивается к его, осипа, советам. спеша задобрить слугу, городничий суёт ему деньги «на чай и баранки». явление 11. позвав квартальных свистунова и держиморду, городничий приказывает им не пускать к «ревизору» никого постороннего, чтобы обыватели, особенно купцы, не принесли ему никаких жалоб.
горе от ума” — реалистическая комедия. грибоедов дал в ней правдивую картину жизни. в комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
главный герой комедии — александр андреевич чацкий. остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. образ чацкого — это что-то новое, несущее перемены. этот герой является выразителем передовых идей своего времени. фамусовское общество традиционно. его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. единственная страсть фамусова — это страсть к чинам и деньгам.
убеждения чацкого и фамусовского общества различны. чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. диалоги чацкого и фамусова — это борьба. в начале комедии она проявляется не так остро. фамусов даже готов уступить руку софии, но ставит при этом условия:
сказал бы я, во-первых: не блажи,
именьем, брат, не оплошно,
а, главное, поди-тка послужи.
на что чацкий отвечает:
служить бы рад, прислуживаться тошно.
но постепенно борьба превращается в битву. чацкий спорит с фамусовым по поводу образа и пути жизни. но главный герой одинок в борьбе со московского общества, в котором ему нет места.
молчалин и скалозуб — не последние представители фамусовского общества. они соперники и противники чацкого. молчалин услужлив, молчалив. он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. скалозуб показывает себя кем-то важным, деловым, значительным. но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
горе от ума” — реалистическая комедия. грибоедов дал в ней правдивую картину жизни. в комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
главный герой комедии — александр андреевич чацкий. остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. образ чацкого — это что-то новое, несущее перемены. этот герой является выразителем передовых идей своего времени. фамусовское общество традиционно. его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. единственная страсть фамусова — это страсть к чинам и деньгам.
убеждения чацкого и фамусовского общества различны. чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. диалоги чацкого и фамусова — это борьба. в начале комедии она проявляется не так остро. фамусов даже готов уступить руку софии, но ставит при этом условия:
сказал бы я, во-первых: не блажи,
именьем, брат, не оплошно,
а, главное, поди-тка послужи.
на что чацкий отвечает:
служить бы рад, прислуживаться тошно.
но постепенно борьба превращается в битву. чацкий спорит с фамусовым по поводу образа и пути жизни. но главный герой одинок в борьбе со московского общества, в котором ему нет места.
молчалин и скалозуб — не последние представители фамусовского общества. они соперники и противники чацкого. молчалин услужлив, молчалив. он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. скалозуб показывает себя кем-то важным, деловым, значительным. но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
об них как истинный философ я сужу:
мне только бы досталось в генералы.