анна ахматова прожила долгую жизнь, наполненную катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. когда в первые годы революции многие интеллигенты оставили страну, ахматова осталась со своей россией, я пусть окровавленной и разоренной, но по-прежнему родной.
не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам.
их грубой лести я не внемлю,
им песен я своих не .
ахматова разделила со своим народом все горести, которые выпали на его долю. в 1921 году арестован и расстрелян ее муж - поэт николай гумилев. после мужа наступила очередь сына - во времена культа личности сталина он арестовывался трижды.
семнадцать месяцев она провела в тюремных ожиданиях. видела муки матерей, жен, дочерей, стоявших в этих страшных очередях. поэма «реквием» создавалась в эти страшные годы и отмечена, прежде всего, биографической сопричастностью к происходящей трагедии:
семнадцать месяцев кричу,
зову тебя домой.
кидалась в ноги палачу,
ты сын и ужас мой.
поэма ахматовой — дневник чувств человека, находящегося на пределе своих жизненных сил, буквально между жизнью и смертью, между смертью и безумием:
и упало каменное слово
на мою еще живую грудь-
уже безумие крылом
души накрыло половину,
и поит огненным вином,
и манит в черную долину.
но при этом поэт чувствует себя частью народа, чувствует, что выражает не только свои личные переживания:
и если зажмут мой измученный рот,
которым кричит стомильонный народ,
пусть так же они поминают меня
в канун моего поминального дня.
с самого начала поэмы она говорит о горе народа в целом:
перед этим горем гнутся горы,
не течет великая река,
но крепки тюремные затворы,
а за ними «каторжные норы»
и смертельная тоска.
такое панорамное видение дает возможность поэту возвыситься над собственным страданием, чтобы передать страдания множества безымянных женщин. не переставая чувствовать собственную боль, поэт, на каком-то самом душевном последнем изломе, вдруг начинает смотреть на эту боль откуда-то извне и сверху:
тихо льется тихий дон,
желтый месяц входит в дом,
входит в шапке набекрень,
видит желтый месяц тень.
эта женщина больна,
эта женщина
чтобы так говорить о самой себе, нужно полностью выйти за пределы собственного «я», нужно вместить в себя чужое страдание. это и происходит в следующем стихотворении:
нет, это не я, это кто-то другой страдает
я бы так не
трагический голос поэта оказывается лишь одним из голосов в скорбном хоре женщин. здесь не только современницы, но их «стрелецкие женки», и жены декабристов («каторжные норы»). все они от тиранической власти, от порождения этой власти — казни инакомыслящих.
но поэт сопричастен не только национальной трагедии. в трагедии национальной поэт провидит трагедию общечеловеческую. в цикле «распятие» повторяется уже на вневременном уровне: казнен невиновный, и мать рядом с ним:
магдалина билась и рыдала,
ученик любимый каменел,
а туда, где молча мать стояла,
так никто взглянуть и не посмел.
одиночество матери, скорбящей о сыне, становится в поэме символом всеобщей беды и вины.
в одном из прозаических набросков а. ахматова писала, что аккомпанементом к «реквиему» «может быть только тишина и редкие отдаленные удары похоронного колокола». поэма воплощает состояние объятых горем людей, голосом которых стала а. ахматова.
Сочинение по поэзии а.а.ахматовой. творчество анны ахматовой охватывает множество тематических граней. но все эти грани – лишь маленькие составляющие частицы большого целого, и это целое есть женская душа. еще до анны ахматовой многие женщины писали стихи, но они, видимо, не произвели должного впечатления, и большей частью потому, что они были написаны женской рукой. ахматова же проявила себя настолько ярко и индивидуально, что ее просто невозможно было не заметить. она сама это отмечала так: «я научила женщин говорить». среди такого поэтического богатства можно выделить несколько главных, тематических сторон. первая – личная – женские душевные переживания, та сторона, которую, наверно, нельзя отделять от жизненного пути. мастерское обращение со словом, умение повернуть оборот так, что застываешь в оцепенении от восхищения необычным, свежим оборотом, оригинальностью мышления. но все-таки чувствуется при чтении какой-то внутренний надлом, чисто женское страдание, которое нередко вдохновляет поэтессу. они идут как будто параллельно. ахматова находит в поэзии того друга и советчика, который ей пережить все страдания и беды. вторая сторона – само собой разумеющееся после первой – выход сквозь личное к общему, восприятие мира в целом, выход «к народу», «в народ» и ощущение себя как частички единого целого. в ранней поэзии еще присутствует чисто личное начало – повествование, протест, воспоминание – все от первого лица, заявляя о себе. а позже что-то неуловимое, точно время, начинает пробиваться в стихах, в некоторых ахматова говорит от лица народа – «мы». как только встает в поэзии ахматовой тема родины, становится осязаемой ее любовь к ней – настолько она сильна. поэтессу не может не волновать судьба ее страны и, конечно, судьба ее народа: de profundis… мое поколенье мало меду вкусило. и вот только ветер гудит в отдаленье, только память о мертвых поет. наше было не кончено дело, наши были часы сочтены, до желанного водораздела, до вершины великой весны, до неистового цветенья оставалось лишь раз вздохнуть… две войны, мое поколенье, освещали твой страшный путь. и воистину, путь был страшным. но он пройден, и вместе с народом его прошла и сама ахматова. это с особенной силой вырывается наружу в «реквиеме». это скорбный плач женщины, плач о тяжкой судьбе женщины, о горькой доле земли , плач о всех погибших, о людском страдании. любому человеку, пережившему войну, не покоя воспоминания. те, кто не столкнулся с войной, не имеют о ней настоящего представления. но, столкнувшись с таким произведением, как «реквием», вникая в суть поэзии ахматовой, они начинают понимать, какова страшная война. подобно шостаковичу в музыке (который так же, как и ахматова, жил в блокадном ленинграде), ахматова в поэзии нарисовала эти ужасные картины, которые потрясают: звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась русь под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь. здесь есть много строк, посвященных судьбе анны, но их не назовешь страданием одного человека, так как ахматова – одна из многих, которые переживали такую же судьбу. и написанное понимается в таком свете. ахматова навсегда осталась вместе со своим народом, пережив то, что пережили многие. поэтому именно такой эпиграф был подобран к «реквиему» и содержит в себе то главное, чем отличается творчество ахматовой: нет и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл, - я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был.
анна ахматова прожила долгую жизнь, наполненную катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. когда в первые годы революции многие интеллигенты оставили страну, ахматова осталась со своей россией, я пусть окровавленной и разоренной, но по-прежнему родной.
не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам.
их грубой лести я не внемлю,
им песен я своих не .
ахматова разделила со своим народом все горести, которые выпали на его долю. в 1921 году арестован и расстрелян ее муж - поэт николай гумилев. после мужа наступила очередь сына - во времена культа личности сталина он арестовывался трижды.
семнадцать месяцев она провела в тюремных ожиданиях. видела муки матерей, жен, дочерей, стоявших в этих страшных очередях. поэма «реквием» создавалась в эти страшные годы и отмечена, прежде всего, биографической сопричастностью к происходящей трагедии:
семнадцать месяцев кричу,
зову тебя домой.
кидалась в ноги палачу,
ты сын и ужас мой.
поэма ахматовой — дневник чувств человека, находящегося на пределе своих жизненных сил, буквально между жизнью и смертью, между смертью и безумием:
и упало каменное слово
на мою еще живую грудь-
уже безумие крылом
души накрыло половину,
и поит огненным вином,
и манит в черную долину.
но при этом поэт чувствует себя частью народа, чувствует, что выражает не только свои личные переживания:
и если зажмут мой измученный рот,
которым кричит стомильонный народ,
пусть так же они поминают меня
в канун моего поминального дня.
с самого начала поэмы она говорит о горе народа в целом:
перед этим горем гнутся горы,
не течет великая река,
но крепки тюремные затворы,
а за ними «каторжные норы»
и смертельная тоска.
такое панорамное видение дает возможность поэту возвыситься над собственным страданием, чтобы передать страдания множества безымянных женщин. не переставая чувствовать собственную боль, поэт, на каком-то самом душевном последнем изломе, вдруг начинает смотреть на эту боль откуда-то извне и сверху:
тихо льется тихий дон,
желтый месяц входит в дом,
входит в шапке набекрень,
видит желтый месяц тень.
эта женщина больна,
эта женщина
чтобы так говорить о самой себе, нужно полностью выйти за пределы собственного «я», нужно вместить в себя чужое страдание. это и происходит в следующем стихотворении:
нет, это не я, это кто-то другой страдает
я бы так не
трагический голос поэта оказывается лишь одним из голосов в скорбном хоре женщин. здесь не только современницы, но их «стрелецкие женки», и жены декабристов («каторжные норы»). все они от тиранической власти, от порождения этой власти — казни инакомыслящих.
но поэт сопричастен не только национальной трагедии. в трагедии национальной поэт провидит трагедию общечеловеческую. в цикле «распятие» повторяется уже на вневременном уровне: казнен невиновный, и мать рядом с ним:
магдалина билась и рыдала,
ученик любимый каменел,
а туда, где молча мать стояла,
так никто взглянуть и не посмел.
одиночество матери, скорбящей о сыне, становится в поэме символом всеобщей беды и вины.
в одном из прозаических набросков а. ахматова писала, что аккомпанементом к «реквиему» «может быть только тишина и редкие отдаленные удары похоронного колокола». поэма воплощает состояние объятых горем людей, голосом которых стала а. ахматова.