Владимир Федорович Одоевский [1(13).8.1803, Москва, — 27.2(11.3).1869, там же], русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). В 1823—1825 годах был председателем организованного им общества любомудрия. В 1824—1825 годах вместе с В. К.Кюхельбекером издавал альманах "Мнемозина", в 1827—1830 годах — один из основных деятелей журнала "Московский вестник", был соредактором пушкинского "Современника". В 1826 году переехал в Петербург. С 1846 года директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 года сенатор в Москве. Общественная деятельность Одоевского весьма разностороння: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян "Сельское чтение", активно выступал с поддержкой реформ 1860-х годов и др.Философско-эстетические взгляды Владимира Одоевского весьма противоречивы. Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, он испытал затем сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно Ф. В. Шеллинга. В художественном творчестве Одоевский выступал и как продолжатель традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей ("Бригадир", 1833; "Княжна Мими", 1834; "Княжна Зизи", 1839), и как признанный мастер фантастической романтической повести ("Импровизатор", 1833; "Сильфида", 1837; "Саламандра", 1840; "Косморама", 1840). Среди неоконченных произведений Одоевского — научно-фантастический роман-утопия "4338-й год" (опубликован в 1926 году), романы "Иордан Бруно и Петр Аретино", "Самарянин", "Русские ночи" (1844) — цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, — итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х годов, отразившее характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия и судьбах России. С середины 1840-х годов Одоевский отошёл от литературной деятельности.В 1830—40-х годах Владимир Одоевский проделал эволюцию, аналогичную пути Шеллинга от "философии тождества" к "философии откровения" (что подтвердилось во время их личной встречи в 1842 году), в частности под воздействием французского философа-мистика 18 века Л. Сен-Мартена. С конца 1850-х годов характерен возрастающий интерес Одоевского к "опытному познанию" мира. В мировоззрении Одоевского своеобразно переплетаются славянофильские и западнические мотивы.Владимир Одоевский явился одним из основоположников русского классического музыкознания. Он был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, пропагандировал произведения А. Н. Верстовского, А. Н. Серова и др., обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной песни и древнерусской церковной музыки. Ряд статей О. посвящен творчеству В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. В своих произведениях он часто обращался в духе романтической традиции к темам музыкального творчества и образам музыкантов (новеллы "Себастиан Бах", "Последний квартет Бетховена"). Участвовал в деятельности Русского музыкального общества, в создании Петербургской и Московской консерваторий. Автор ряда музыкальных сочинений.Владимир Федорович Одоевский — один из видных русских педагогов 19 века, автор ряда учебников, многочисленных методических сочинений и наставлений и т.д.
В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Н.С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, с горечью утверждает, что правительство России не по достоинству оценить его. Силы гениальных людей тратились по пустякам, хотя и достойные восхищения (подковки у блохи). Н. С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой