Катерина — главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но, несмотря на душевную силу и твердый характер, Катерина погибает. Почему?
С образом Катерины в драме связан мотив простора, полета. Она мечтает о том, чтобы летать, как птица. С самого начала драмы она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве».
Но, с другой стороны, она родилась, сформироваласьвтойже среде, чтои Кабаниха, Тихон, Дикойидругие.Рассказожизнивдевиче-стве—один из самых поэтичных монологов Катерины, главный мотив которого—все пронизывающая взаимная любовь. «Я жила, ни о чем Не тужила, точно птичка на воле... что хочу, бывало, то и делаю», —рассказывает Катерина. Весь круг ее жизни ее — домашняя работа и религиозные мечтания. Этот мир идиллический, в нем личное связано с общим, что является душой патриархального мироощущения. Но когда душа исчезает, остается Кабаниха и мир, который держится на насилии и принуждении. Не зря Варвара, выслушав рассказ Катерины, удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». И чуткая Катерина отвечает ей: «Да здесь все как будто из-под неволи».
В Катерине рождается новое чувство, новое отношение к миру, неясное еще ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или... уж и не знаю», — говорит она.
Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, — просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу свеей религиозности, воспринимает как страшный, несмываемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные заповеди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична.
Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я сТоЮ над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все рушится. Уезжает Тихон — рушится надежда найти опору в любви мужа. Варвара дает ей ключ от калитки. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Эти слова — предвестие гибели. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и полностью овладевает героиней, когда это счастье кончается.
Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила», — говорит Катерина. Гибель Катерины предрешена й неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима, потому что ни ее самосознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству вырваться наружу и расцвести ярко в «темном царстве».
Как же давно я читала это произведение, сейчас буду вспоминать
Катерина была очень набожной, но вышла замуж за нелюбимого, т.к. ее мать считала, что дочь сможет полюбить любого мужа. Но это не так. Совершенно безхарактерный муж и его сварливая мать - все это делало существование замужней Катерины ужасным. Тогда она влюбляется(имя его не помню) и он влюбляется в нее, но она не может изменить мужу, т.к. она оч набожная, а одна и 10 заповедей Божих - не прелюбодействуй. Но Варвара, сестра мужа Катерины, можно сказать, подталкивает ее к измене.
Изменив мужу, Катерина не находит себе место, кается. Но уже ничего изменить нельзя. Во время грозы она думает, что это Бог послал кару для нее и уверена, что гроза ее убьет. Катерна рассказывает о случившемся мужу и падает в реку, разбиваясь об якорь. Это значит, что Бог ее простил. Т.к. во 1х - она ударилась об якорь, а не утопилась - это не самоубийство, а совершив один страшный грех, Катерине было бы очень тяжело совершить второй - самоубийство. А во 2х если якорь выпрямить и добавить еще 1 прямой конец - он превратится в крест.
Вывод: Екатерина не могла не умереть - ибо общество того времени не приняло бы ее, да и муж бы, скорее всего выгнал, а даже если бы и нет, Кабаниха каждый бы день ее жизни превращала в еще больший ад, чем был прежде, да и сама Катерина со своей набожностью не простила бы себе этого.
Вот так кратенько, но основа есть, а разбавить текст всегда можно)
С образом Катерины в драме связан мотив простора, полета. Она мечтает о том, чтобы летать, как птица. С самого начала драмы она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве».
Но, с другой стороны, она родилась, сформироваласьвтойже среде, чтои Кабаниха, Тихон, Дикойидругие.Рассказожизнивдевиче-стве—один из самых поэтичных монологов Катерины, главный мотив которого—все пронизывающая взаимная любовь. «Я жила, ни о чем Не тужила, точно птичка на воле... что хочу, бывало, то и делаю», —рассказывает Катерина.
Весь круг ее жизни ее — домашняя работа и религиозные мечтания. Этот мир идиллический, в нем личное связано с общим, что является душой патриархального мироощущения. Но когда душа исчезает, остается Кабаниха и мир, который держится на насилии и принуждении. Не зря Варвара, выслушав рассказ Катерины, удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». И чуткая Катерина отвечает ей: «Да здесь все как будто из-под неволи».
В Катерине рождается новое чувство, новое отношение к миру, неясное еще ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или... уж и не знаю», — говорит она.
Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, — просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу свеей религиозности, воспринимает как страшный, несмываемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные заповеди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична.
Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я сТоЮ над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все рушится. Уезжает Тихон — рушится надежда найти опору в любви мужа. Варвара дает ей ключ от калитки. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Эти слова — предвестие гибели. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и полностью овладевает героиней, когда это счастье кончается.
Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила», — говорит Катерина. Гибель Катерины предрешена й неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима, потому что ни ее самосознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству вырваться наружу и расцвести ярко в «темном царстве».
Как же давно я читала это произведение, сейчас буду вспоминать
Катерина была очень набожной, но вышла замуж за нелюбимого, т.к. ее мать считала, что дочь сможет полюбить любого мужа. Но это не так. Совершенно безхарактерный муж и его сварливая мать - все это делало существование замужней Катерины ужасным. Тогда она влюбляется(имя его не помню) и он влюбляется в нее, но она не может изменить мужу, т.к. она оч набожная, а одна и 10 заповедей Божих - не прелюбодействуй. Но Варвара, сестра мужа Катерины, можно сказать, подталкивает ее к измене.
Изменив мужу, Катерина не находит себе место, кается. Но уже ничего изменить нельзя. Во время грозы она думает, что это Бог послал кару для нее и уверена, что гроза ее убьет. Катерна рассказывает о случившемся мужу и падает в реку, разбиваясь об якорь. Это значит, что Бог ее простил. Т.к. во 1х - она ударилась об якорь, а не утопилась - это не самоубийство, а совершив один страшный грех, Катерине было бы очень тяжело совершить второй - самоубийство. А во 2х если якорь выпрямить и добавить еще 1 прямой конец - он превратится в крест.
Вывод: Екатерина не могла не умереть - ибо общество того времени не приняло бы ее, да и муж бы, скорее всего выгнал, а даже если бы и нет, Кабаниха каждый бы день ее жизни превращала в еще больший ад, чем был прежде, да и сама Катерина со своей набожностью не простила бы себе этого.
Вот так кратенько, но основа есть, а разбавить текст всегда можно)