Повесть Владимира Галактионовича Короленко "В дурном обществе" рассказывает о трогательной дружбе троих детей: сына судьи Васи и Валека с Марусей, детей нищего Тыбурция Драба. Дети дружили, несмотря на огромную разницу в их социальном положении. Вася живет в хорошем доме, а Валек с Марусей - в полуразрушенной заброшенной часовне. Вася ест досыта, а Валеку приходится воровать, чтобы прокормить себя и сестру. Вася искренне сочувствует новым друзьям им чем может, принося им сладости и фрукты из своего сада. Общаясь Валеком и Марусей, Вася учится сопереживать, понимать других людей, представлять себя на их месте. Вася - очень хороший и добрый мальчик. Он не кичится тем, что он сын состоятельного человека. Наоборот, он жалеет детей, у которых нет детства из-за нищеты. Он изо всех сил пытается им но мало что может сделать. Не даже роскошная кукла, принесенная больной Марусе. Девочка все равно умирает. Однако дружба с "детьми подземелья" навсегда изменила Васю. Он многое узнал и прочувствовал.
Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим разные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С. Есенин) ; эти бедные селенья, эта скудная природа… (Ф. Тютчев) ; прозрачная дева (А. Блок) ;
причастия: край заброшенный (С. Есенин) ; исступленный дракон (А. Блок) ; взлет осиянный (М. Цветаева) ;
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М. Цветаева) ; Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева) .
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А. Блок) .
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник? " (А. Пушкин) ;
совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета) .
Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп) , при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
Повесть Владимира Галактионовича Короленко "В дурном обществе" рассказывает о трогательной дружбе троих детей: сына судьи Васи и Валека с Марусей, детей нищего Тыбурция Драба. Дети дружили, несмотря на огромную разницу в их социальном положении. Вася живет в хорошем доме, а Валек с Марусей - в полуразрушенной заброшенной часовне. Вася ест досыта, а Валеку приходится воровать, чтобы прокормить себя и сестру. Вася искренне сочувствует новым друзьям им чем может, принося им сладости и фрукты из своего сада. Общаясь Валеком и Марусей, Вася учится сопереживать, понимать других людей, представлять себя на их месте. Вася - очень хороший и добрый мальчик. Он не кичится тем, что он сын состоятельного человека. Наоборот, он жалеет детей, у которых нет детства из-за нищеты. Он изо всех сил пытается им но мало что может сделать. Не даже роскошная кукла, принесенная больной Марусе. Девочка все равно умирает. Однако дружба с "детьми подземелья" навсегда изменила Васю. Он многое узнал и прочувствовал.
Объяснение:
ТРОП
Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим разные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С. Есенин) ; эти бедные селенья, эта скудная природа… (Ф. Тютчев) ; прозрачная дева (А. Блок) ;
причастия: край заброшенный (С. Есенин) ; исступленный дракон (А. Блок) ; взлет осиянный (М. Цветаева) ;
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М. Цветаева) ; Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева) .
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А. Блок) .
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник? " (А. Пушкин) ;
совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета) .
Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп) , при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.