Воспитание вдумчивого, внимательного к поэтическому слову читателя – одна из важнейших задач учителя-словесника. Постижение поэтического мира мастера слова может осуществляться различными путями. Главная цель учителя, ведущего своих учеников по любому из этих путей, - научить увидеть и понимать, в чем заключается неповторимость, индивидуальность автора прочитанных текстов. Очевидно, что творческая индивидуальность проявляется не столько в тематике и проблематике (у многих поэтов можно найти общие темы), сколько в особенностях стиля. Умение находить в тексте стилеобразующие элементы свидетельствует о высокой читательской компетенции. Учитель должен школьнику стать таким квалифицированным читателем, то есть научиться формулировать центральные понятия художественного мира поэта, определять характер лирического героя стихотворений, видеть сквозные образы и мотивы поэта, характерные для него поэтические приемы и т.д. Наиболее плодотворен этот поиск при сопоставительном анализе лирических текстов. Предлагаем в качестве примера конспект урока (2 часа), основанного на сопоставлении текстов стихотворений Фета и Тютчева. Этому занятию предшествовал урок, посвященный знакомству с биографией Фета и Тютчева. Форма урока – представление двух презентаций с использованием компьютерных технологий. Рассказ о личности и судьбе каждого поэта учащиеся готовили самостоятельно, работая в паре с «мастером по презентациям». К серии уроков по творчеству Фета и Тютчева ребята должны были самостоятельно прочесть ряд стихотворений, в качестве домашнего задания письменно ответить на вопросы, направленные на выявление первичного читательского восприятия. Цель: Совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева.
Одним из основных направлений творчества В.П. Астафьева была тема деревни. Рано лишившись родителей он вырос у родственников в селе Овсянка. Любовь ему заменяло общение с природой. Он изучал ее с детской непосредственностью, проводя вне дома дни и, иногда, ночи. Он на только наблюдал за жизнью деревни, леса, реки и живого мира природы. Он изучил их повадки, знал радости и беды. Каждого героя своего произведении он одушевляет, стараясь показать, что все живое вокруг нас уникально, оно умеет чувствовать и любить. И достойно ответной любви и заботы от человека. Информацию о писателе и его творчестве можно найти в энциклопедии, в интернете, прочесть вступительную статью к книге его произведений для детей "Деревья растут для всех".
Цель: Совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева.
Информацию о писателе и его творчестве можно найти в энциклопедии, в интернете, прочесть вступительную статью к книге его произведений для детей "Деревья растут для всех".