В одной из маленьких трагедий Пушкина смешались гротеск и драма - точь-в-точь как на улицах ночного Мадрида соседствовали звуки народных гуляний, серенад и дворянских стычек. Главный герой - Дон Гуан - несомненно, близок автору. Пушкин, хотя и наделяет его традиционными чертами, присущими образу - ветреностью, страстностью, цинизмом и высокомерием - всё же настаивает на романтической стороне его души. В поиске своего идеала, в юношеском буйстве и весёлости, Дон Гуан не щадит никого, ни себя, ни окружающих. Не зная пределов своей дерзости, Дон Гуан соблазняет женщин, хладнокровно расправляется с соперниками, преступает повеления короля. Но предел всё-таки наступает - когда Дон Гуан бросает вызов статуе убитого им дона Альвара и приходит на свидание к его вдове, донне Анне. Суровая нравственность, олицетворением которой является мраморный дон Альвар, не прощает ветренику его святотатства. И когда Дон Гуан уже готов переменить свой образ жизни, почувствовав истинную любовь к донне Анне - к нему является статуя, повелевает оставить возлюбленную и все радости мира, берёт Дона Гуана за руку и уводит в небытие.