Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришёл к пониманию того, что литература, поэзия являются могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь к родине, стремление к свободе. Поэт — это человек, который ни перед кем не склоняет «гордого чела» . Но Лермонтов понимал также, что поэзия может превратиться в средство развлечения толпы, если она замкнётся в кругу сугубо личных тем, отгородившись от актуальных вопросов жизни, от политической борьбы. Эти мысли Лермонтова с особой силой прозвучали в стихотворении «Поэт» (1838). Он неожиданно и оригинально сближает два образа — кинжала и поэта. Казалось бы, какая может существовать связь между неодушевленным предметом и человеком, наделенным даром слагать стихи? Однако она есть. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Поэт — это не только человек, обладающий поэтическим даром. Для Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью, неподкупностью, энергией и неутомимостью. Но «простой и гордый» поэт не сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся «блестками и обманом» . Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных трудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать путь поэта, отважившегося стать пророком. И Лермонтов, обращаясь к поэту, призывает его быть верным своему высокому назначению: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..
Пье́са (от фр. Pièce — произведение, отрывок, часть) — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и радиоспектаклей[1].
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц — диалоги и монологи, — и функциональные авторские ремарки: примечания, содержащие обозначение места действия, иногда — особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т. д. Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т. п.
Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие — явления, эпизоды, картины.
Само понятие пьесы — чисто формально, оно не включает в себя никакого эмоционального или стилистического смысла. Поэтому в большинстве случаев пьеса сопровождается подзаголовком, определяющим её жанр — классический, основной (комедия, трагедия, драма), или авторский, например: «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова — «диалоги в трёх частях»; «Поживем — увидим» Джорджа Бернарда Шоу — «приятная пьеса в четырёх действиях»; «Добрый человек из Сычуани» Бертольта Брехта — «пьеса-парабола» и т. п.. Жанровое обозначение пьесы не просто выполняет функцию «подсказки» режиссёру и актёрам при сценической интерпретации пьесы, но войти в авторскую стилистику, образный строй драматургии.
В музыкальном искусстве термин пьеса, как правило, употребляется в качестве видового названия произведений инструментальной музыки[1].
Поэт — это не только человек, обладающий поэтическим даром. Для Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью, неподкупностью, энергией и неутомимостью. Но «простой и гордый» поэт не сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся «блестками и обманом» . Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных трудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать путь поэта, отважившегося стать пророком. И Лермонтов, обращаясь к поэту, призывает его быть верным своему высокому назначению:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц — диалоги и монологи, — и функциональные авторские ремарки: примечания, содержащие обозначение места действия, иногда — особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т. д. Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т. п.
Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие — явления, эпизоды, картины.
Само понятие пьесы — чисто формально, оно не включает в себя никакого эмоционального или стилистического смысла. Поэтому в большинстве случаев пьеса сопровождается подзаголовком, определяющим её жанр — классический, основной (комедия, трагедия, драма), или авторский, например: «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова — «диалоги в трёх частях»; «Поживем — увидим» Джорджа Бернарда Шоу — «приятная пьеса в четырёх действиях»; «Добрый человек из Сычуани» Бертольта Брехта — «пьеса-парабола» и т. п.. Жанровое обозначение пьесы не просто выполняет функцию «подсказки» режиссёру и актёрам при сценической интерпретации пьесы, но войти в авторскую стилистику, образный строй драматургии.
В музыкальном искусстве термин пьеса, как правило, употребляется в качестве видового названия произведений инструментальной музыки[1].
См. также