Николай Гоголь на протяжении всего своего творческого пути создавал интересных и колоритных персонажей. В повести «Тарас Бульба» герои настолько фактурны, что запоминаются с первого раза. Безусловно, эти образы собирательны и гиперболичны, но от того не менее интересные и яоящим запорожским козаком: товарищество и христианская вера всю жизнь были очень важными для Бульбы. Он уже немолод, занимает определённое положение на Сечи. В эпизодах застолья по поводу возвращения сыновей из бурсы, в сценах битвы с поляками видно, что Тараса Бульбу уважают, к его советам прислушиваются. Даже те, кто лишь недавно пришёл на Сечь, видят в Бульбе мудрого и справедливого воина. Из первых глав становится понятно, что он не семейный человек – его редко видит жена, потому что козак часто отправляется в военные походы с запорожским войском, да и не любил Бульба засиживаться дома, считал, что это плохо влияет на характер. Для Тараса Бульбы на первом месте стояла Сечь и судьба своей Отчизны. Остап Бульбенко – старший сын Бульбы, вместе со своим братом окончил семинарию и после окончания обучения вернулся домой. Читатель узнаёт о том, как показал себя Остап в семинарии из нескольких эпизодов: Остап поначалу не хотел учиться и пытался сбежать, но со временем взялся за ум. По-настоящему этот персонаж раскрывается в походе на поляков. Остап предстаёт перед нами достойным сыном своего отца: храбрым, сильным козаком, который наделён аналитическими Несмотря на то что Остап попадает в плен к полякам, козак не теряет самообладания и присущей его характеру твёрдости. После сцены казни у читателя не остаётся сомнений в том, что Остап по праву достоин называться настоящим козаком. Герой идёт на лобное место без страха, с достоинством встречая смерть. Перечисляя главных героев повести «Тарас Бульба» нельзя не сказать об Андрие, младшем сыне старого запорожца. Он отличается и от брата, и от отца. Можно сказать, что от своей матери он взял лирический склад души, а от отца – решительность и волю к победе. Можно сказать, что именно это сочетание и стало для юноши фатальным. В военных делах Андрий не отставал от своего брата, а подчас совершал такое, что ни одному козаку даже в голову прийти не могло. Молодого парня очаровывают сражения, гулянки, мечи, шпаги, набеги – всё то, из чего состоит козацкая жизнь. Образ Андрия создан Гоголем в романтическом ключе. Читатель понимает, что в Андрие борются два противоположных начала: желание любить и поступать по велению сердца и желание служить родному краю, стоять на страже свободы и независимости. Персонажи в «Тарасе Бульбе» колоритные и выразительные. Каждый образ прописан невероятно тонко, так, чтобы у читателя перед глазами возникала очень реалистичная картинка. Например, сцена поездки на Сечь вызывает ассоциации с картиной В. Васнецова «богатыри». Так же, как и на полотне, перед нами предстают три человека: отец и два его сына. Такие же бесстрашные, мужественные и бравые воины.
15 октября 1942 года командиру отделения отдельной роты автоматчиков 146 отдельной стрелковой бригады младшему сержанту Агашеву А.Ф. был отдан приказ. Согласно приказу младший сержант с вверенным ему отделением должен был пробраться в тыл противника и организовать там деятельность по уничтожению личного состава из числа отступающих гитлеровских войск. Алексею и его отделению удалось отбить у противника один из дзотов (уничтожив при этом 10 фашистов) и организовать в нем оборону. 16 октября 1942 младшему сержанту Агашеву А.Ф. поступил приказ об организации прикрытия огнем группы разведчиков. Благодаря умелым и слаженным действиям отделения во главе с Алексеем Агашевым удалось предотвратить окружение разведгруппы (уничтожено было 16 гитлеровцев). 18 октября 1942 года, получив задачу от командования по доставке языка, отделение под управлением Алексея, взаимодействуя с четырьмя разведчиками, сумело захватить и доставить в штаб двух языков. За умелое руководство личным составом отделения, успешное выполнение поставленных задач этот человек был представлен к Ордену Красного знамени.