Гоголь отказался от традиционной любовной завязки в комедии. Движущей пружиной в "Ревизоре" является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета комедии-переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои "грешки". Любовной интриге и в "Ревизоре" отведено незначительное место, возникает она незадолго до развязки комедии и развертывается с молниеносной быстротой. Хлестаков неожиданно и в невероятном темпе объясняется в любви то дочери Городничего, то его жене, то опять дочери и не раздумывая делает предложение дочери. В этой пародийной форме любовной интриги с ее перипетиями Гоголь сознательно нарушал традицию исходя из условий времени. Он писал в "Театральном разъезде после представления новой комедии": "Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отметить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь? " Самый сюжет пьесы, таким образом, приобретал социальный характер. Это стало традицией для последующей русской драматургии, научившейся с сочетать в сюжете личное и общественное.