Мифология индейцев Северной Америки отражает сложные процессы перемещения племен, влияние друг на друга оседлых и кочевых племен, земледельческих и охотничьих. Среди них самыми важными были племена ирокезов. В мифах все явления природы наделялись магической силой. Почти у всех племен есть мифы о сотворении мира. Человек в них, приобретая чудесные талисманы и реликвии, становится неуязвимым для сил зла.Кто такой Гайавата?Гайавата в мифологии ирокезов — легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых усобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайаваты полна бурь и невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.Каким изображен Гайавата у американского поэта Г. Лонгфелло в поэме «Песнь о Гайавате»?Какую миссию возложил Великий Дух Гитчи Манито на Гайавату?В главе «Трубка мира» Гитчи Манито обращается к враждующим племенам с призывом прекратить кровопролитие и остановить взаимную вражду. Великий Дух возложил на Гайавату миссию установить мир и согласие между индейскими племенами. Великий Дух сделал огромную трубку и закурил ее. Дым струился над людьми. Гитчи Манито говорил людям, чтобы они сделали из этого красивого камня трубки мира и никогда больше не поднимали томагавк или нож друг на друга.Какие мифы о пророке и учителе Манабозо были положены Лонгфелло в основу поэмы о Гайавате?При создании образа Гайаваты поэт использовал мифы о Манабозо, наделяя своего героя удивительными качествами этого пророка. Одна из легенд положена в основу главы «Гайавата и Жемчужное Перо». Манабозо сражается с Жемчужным Пером, убившим когда-то его деда, и одерживает победу над чудовищем, который жил среди мрачной трясины, охраняемой огненными змеями. В легенде сказано, что в критический момент дятел Манабозо, говоря, что у врага есть уязвимое место: надо целиться в пучок волос на макушке головы.Какую цель преследовал поэт, воплотив в образе Гайаваты черты и Манабозо, и других мифологических героев?Основная мысль поэмы: человек — высшее создание природы. Его невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Он всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы — злодеями и волшебниками. Гайавата в поэме Лонгфелло — это человек, воплощающий честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа.В Гайавате поэт отразил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру.Расскажите о создании «Песни о Гайавате». Что легло в основу сюжета?Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор американских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравственным смыслом. Сам автор так сформулировал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о «человеке чудесного происхождения, который был послан расчистить реки, леса и рыболовные места и научить народы мирным искусствам». Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. «Песнь о Гайавате» позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными европейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представлениями. Европейцы поняли не только разницу, но и родство таких разных культур.Поэма служит сохранению знаний о мире, культуре народа. Цель автора — сохранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю.Каким рисует автор Гайавату? Какими качествами наделен герой?В центре поэмы — образ народного героя индейца Гайаваты. Гайавата — историческое лицо, он жил в XV веке, происходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказаниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под различными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письменности, врачеванию приручать зверей, открывает пользу растений, сражается и побеждает чудовищ — Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами.Что нам составить представление о характере героя? Найдите в тексте художественные средства (образные выражения, сравнения, метафоры, эпитеты ярче представить образ Гайаваты.
наиболее достоверным источником биографии алишера навои считается работа гиясиддина , «книги благородных качеств». согласно данным этой книги, навои начал посещать школу в 4-летнем возрасте, он проявлял огромные способности, любознательность, исключительную одаренность. в 15 летнем возрасте (1456 году) алишер стал известен как поэт под псевдонимом навои (что в переводе означает «мелодичный»).
родоначальник узбекского языка навои, свои стихи на фарси подписывал псевдонимом фани (бренный). в это время языком поэзии считался фарси, а тюркский, т.е. староузбекский, необоснованно был лишен правомочий.
несмотря на это, тем не менее, на этом языке были созданы величайшие произведения - газели лутфи, атаи, касыды саккаки, масневи амири, хаджанди и др. одним из поэтических кредо навои является утверждение староузбекского языка.
низамаддин алишер навои (навои псевдоним поэта, по- узбекски означает “напевный”, “мелодичный”) родился 9 февраля 1441 года в герате. происходивший из знатного рода, отец навои был близок к придворным делам, и ему не были чужды интересы.
в семье алишера высоко ценили . дядя его, абу саид писал стихи под псевдонимом кабули. брат абу саида, махаммад али был хорошим музыкантом, известным каллиграфом и поэтом (псевдоним гариби), вот в такой атмосфере любви и поклонения поэзии рос мальчик.
в школьные годы, сильно увлекшись поэмой фаридаддина аттора “логика птиц”, навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители. как бы ни запрещали мальчику читать поэму аттора, но было бесполезно - он знал ее наизусть, и читал по памяти.
и на склоне лет навои, уже прославившийся поэт, возвращается к поэме аттора и создает по ее мотивам поэму “язык птиц”.
навои всегда стремился . стремился создать все условия для творчества ученым и поэтам. при этом поэт творил и сам. он создает изумительные лирические произведения, ряд работ, трактаты по лингвистике. вершиной взлета его гения явилась “хамса” (“пятерица”), которую он создает под влиянием своего наставника - джами.
о влиянии джами на поэта повествуется в книге “пятерица смятенных”, которую навои посвятил памяти своего учителя. “хамса”, в которой навои осуждал разврат и грабежи, вызывает недовольство беков, хусейн байкара отправляет его в ссылку астрабад.
враги постоянно плетут вокруг алишер интриги, доносят султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над алишером. 3 января 1501 года весь герат был разбужен вестью о смерти навои, весь народ герат вышел провожать поэта в последний путь.
вот как писал з.бабур о навои в своей книге “бабурнамэ” “алишербек был человек бесподобный. с тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.
“хамса” (“пятерица”) алишера навои
основной поэтический труд навои - “хамса” (“пятерица”). жанр “хамса” возник в xii веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт низами гянджави (1141-1209). он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “сокровищница тайн”, “хосров и ширин”, “лейли и меджнун”, “семь планет”, “искандар-наме”. они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.
низами заложил основы традиции создание “хамса”: первая поэма - морально-дидактическая, вторая, третья и четвертая - любовно- романтическая, а пятая - условная биография а.македонского, прозванного на востоке искандером. последователями низами были амир хосров дехлеви и джами.
под непосредственным влиянием джами создает свою “хамсу” а.навои. поэт выразил в ней свой жизненный и творческий опыт художника, мыслителя, политика. в отличие от предшественников он старался приблизить читателя к реальному восприятию мира, привить ему “земной вкус”.
изучая мастерство предшественников, навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам: “преданья эти - плод седых веков
о них писали низами, хосров.
основой взяв, я перестроил их:
я жизни больше влил в героев их”.
два с небольшим года (с 1483 по 1485) понадобилось ему, чтобы сотворить это чудо. рукопись “хамсы” навои дошли до нас, есть даже прижизненные экземпляры в институте востоковедения ан в г.ташкенте.
“смятение праведных”
первая поэма “хамсы” а.навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. поэт затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни. каждая из глав иллюстрируется притчей
ответ:
объяснение:
наиболее достоверным источником биографии алишера навои считается работа гиясиддина , «книги благородных качеств». согласно данным этой книги, навои начал посещать школу в 4-летнем возрасте, он проявлял огромные способности, любознательность, исключительную одаренность. в 15 летнем возрасте (1456 году) алишер стал известен как поэт под псевдонимом навои (что в переводе означает «мелодичный»).
родоначальник узбекского языка навои, свои стихи на фарси подписывал псевдонимом фани (бренный). в это время языком поэзии считался фарси, а тюркский, т.е. староузбекский, необоснованно был лишен правомочий.
несмотря на это, тем не менее, на этом языке были созданы величайшие произведения - газели лутфи, атаи, касыды саккаки, масневи амири, хаджанди и др. одним из поэтических кредо навои является утверждение староузбекского языка.
низамаддин алишер навои (навои псевдоним поэта, по- узбекски означает “напевный”, “мелодичный”) родился 9 февраля 1441 года в герате. происходивший из знатного рода, отец навои был близок к придворным делам, и ему не были чужды интересы.
в семье алишера высоко ценили . дядя его, абу саид писал стихи под псевдонимом кабули. брат абу саида, махаммад али был хорошим музыкантом, известным каллиграфом и поэтом (псевдоним гариби), вот в такой атмосфере любви и поклонения поэзии рос мальчик.
в школьные годы, сильно увлекшись поэмой фаридаддина аттора “логика птиц”, навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители. как бы ни запрещали мальчику читать поэму аттора, но было бесполезно - он знал ее наизусть, и читал по памяти.
и на склоне лет навои, уже прославившийся поэт, возвращается к поэме аттора и создает по ее мотивам поэму “язык птиц”.
навои всегда стремился . стремился создать все условия для творчества ученым и поэтам. при этом поэт творил и сам. он создает изумительные лирические произведения, ряд работ, трактаты по лингвистике. вершиной взлета его гения явилась “хамса” (“пятерица”), которую он создает под влиянием своего наставника - джами.
о влиянии джами на поэта повествуется в книге “пятерица смятенных”, которую навои посвятил памяти своего учителя. “хамса”, в которой навои осуждал разврат и грабежи, вызывает недовольство беков, хусейн байкара отправляет его в ссылку астрабад.
враги постоянно плетут вокруг алишер интриги, доносят султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над алишером. 3 января 1501 года весь герат был разбужен вестью о смерти навои, весь народ герат вышел провожать поэта в последний путь.
вот как писал з.бабур о навои в своей книге “бабурнамэ” “алишербек был человек бесподобный. с тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.
“хамса” (“пятерица”) алишера навои
основной поэтический труд навои - “хамса” (“пятерица”). жанр “хамса” возник в xii веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт низами гянджави (1141-1209). он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “сокровищница тайн”, “хосров и ширин”, “лейли и меджнун”, “семь планет”, “искандар-наме”. они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.
низами заложил основы традиции создание “хамса”: первая поэма - морально-дидактическая, вторая, третья и четвертая - любовно- романтическая, а пятая - условная биография а.македонского, прозванного на востоке искандером. последователями низами были амир хосров дехлеви и джами.
под непосредственным влиянием джами создает свою “хамсу” а.навои. поэт выразил в ней свой жизненный и творческий опыт художника, мыслителя, политика. в отличие от предшественников он старался приблизить читателя к реальному восприятию мира, привить ему “земной вкус”.
изучая мастерство предшественников, навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам: “преданья эти - плод седых веков
о них писали низами, хосров.
основой взяв, я перестроил их:
я жизни больше влил в героев их”.
два с небольшим года (с 1483 по 1485) понадобилось ему, чтобы сотворить это чудо. рукопись “хамсы” навои дошли до нас, есть даже прижизненные экземпляры в институте востоковедения ан в г.ташкенте.
“смятение праведных”
первая поэма “хамсы” а.навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. поэт затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни. каждая из глав иллюстрируется притчей