Цель: совершенствовать письменные речевые умения, а также навыки работы с текстом произведения; развивать ассоциативное мышление и расширять литературный диапазон.
Мы взрослых за то презираем,
Что скучны и серы их дни.
Мы знаем, мы многое знаем того,
Что не знают они.
М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока
II. Работа над темой урока
(С привлечением материала, подготовленного учащимися дома.)
1. Текстуальная работа
В главах XVI–XXVI найти и выписать цитаты, характеризующие «планету людей» — Землю и те законы, по которым эти люди живут:
1) «среди людей тоже одиноко» (Змея);
2) «…их [людей] носит ветром. У них нет корней» (маленький цветок в пустыне);
3) «нет в мире совершенства» (Лис);
4) здесь не ценят уникальности (множество роз в саду) и забывают о том, что «ты… в ответе за тех, кого приручил» (Лис);
5) люди верят словам, но «слова только мешают понимать друг друга» (Лис);
6) люди в поездах «спят в вагонах или просто сидят и зевают» (стрелочник);
7) «Их [людей] глаза слепы. Искать надо сердцем» (Маленький принц);
8) «У каждого человека свои звезды… Но для всех этих людей звезды — немые» (Маленький принц).
Итоговый вывод: каков же «портрет» обитателей «планеты людей»?
2. Слово учителя с элементами беседы, заданиями и комментариями
— Первая встреча героя с миром взрослых состоялась во время его путешествия.
Итак, перед нами — «портрет» взрослого населения Земли, и, надо сказать, получился он малопривлекательным. Маленький принц дипломатично оценивает взрослых так: «Странный народ эти взрослые».
Что же, с точки зрения взрослых, является показателем здравомыслия человека? (Умение поддержать разговор «об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках», занятия различными «серьезными делами» — а что это с точки зрения взрослого человека?)
Найдем слова Маленького принца, который с горечью характеризует неумение взрослых воспринимать подлинную Красоту. («Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут себе его представить. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков» — и тогда они воскликнут: «Какая красота!») Это ли не нравственная пропасть, духовный тупик?
3. Обращение к эпиграфу урока
Чтение строк М. Цветаевой и попытка ответить на вопрос: Чего же не знают взрослые, но знают дети? (Что мир очень разный; что фантазия и мечта окрыляют и не дают погрязнуть в рутине и обыденности; что… что еще?..)
4. Продолжение слова учителя
— Хотя, конечно, не все взрослые не увидеть» слона, проглоченного удавом. Лучшее доказательство этому — Леон Верт, которому посвящена книга, да и сам А. де Сент-Экзюпери, ведь произведение это, если можно так выразиться, автобиографическое.
5. Попытка определения темы и основной мысли сказки
«Маленький принц»
(Неужели это пресловутая проблема «отцов и детей»?..)
III. Подведение итогов урока
IV. Домашнее задание
Для всех учащихся — выписать в тетрадь 5–7 афоризмов из сказки, смысл одного из них письменно объяснить.
Индивидуальные творческие задания:
1) Раскрыть оттенки и взаимосвязь смысла афоризма «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить» («Маленький принц») и слов Е. Евтушенко: «На светильники и гасильники человечество разделено».
2) ответить на вопросы: почему встреча автора с Маленьким принцем состоялась в пустыне; чему научило Маленького принца пребывание на Земле; в каких афоризмах заключаются эти уроки?
Козаки на Січі були віруючими людьми, набожними, шанували християнські традиції, але чи по-божому вони вчиняли, вбиваючи інших? Звісно, в боях не було часу на глибокі роздуми, адже якщо не ти б'єш – то б'ють тебе.
Є багато різних думок щодо цієї теми. Якщо опиратися на християнську мораль, то "жодна мета не може виправдати вбивство". Вбивство недопустиме, проте захист необхідний. Інколи трапляються небезпечні для життя ситуації, коли вбивства задля захисту свого життя не уникнути. Ненавмисне вбивство як наслідок захисту — жахливе, але особисто я не вважаю його за непростимий злочин.
Якщо ж говорити про Тараса Бульбу, на мою думку, він скоїв величезний гріх, убивши сина. Головна ідея повісті – уславлення козацтва і заклик любити свою Батьківщину. Читаючи цей твір, я була вражена патріотизмом козаків, нескінченною любов'ю і боротьбою за свій край. Вони карали кожного, хто смів посягнути на їхню Батьківщину. В наш час люди змінили свої погляди і принципи так, як змінилася і Україна. Народ від'їжджає до інших країн, залишаючи свою батьківщину, і інші не вбачають в цьому зради.
Андрій був не схожий на батька, Остапа чи будь-якого іншого козака. Парубок не був запеклим патріотом чи відчайдушним козаком-борцем. На першому плані для хлопця була душа, стосунки, щось духовне. Закохавшись у полячку, він забув і про батька, і про козаків, і про Батьківщину. Хтось скаже, що це явний егоїзм. Можливо Андрій і був егоїстом, але я його не засуджую.
Тарас був обурений зрадою сина, але в жодному разі не мав права позбавляти Андрія життя. Відома фраза "я тебе породив, я тебе і вб'ю" дуже мене обурила. Жодна людина: батько, матір, брат, сестра чи товариш не має права вбивати іншого. Людину створює не інша людина, а природа, отже і вбити людину може тільки вона…
Мы взрослых за то презираем,
Что скучны и серы их дни.
Мы знаем, мы многое знаем того,
Что не знают они.
М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока
II. Работа над темой урока
(С привлечением материала, подготовленного учащимися дома.)
1. Текстуальная работа
В главах XVI–XXVI найти и выписать цитаты, характеризующие «планету людей» — Землю и те законы, по которым эти люди живут:
1) «среди людей тоже одиноко» (Змея);
2) «…их [людей] носит ветром. У них нет корней» (маленький цветок в пустыне);
3) «нет в мире совершенства» (Лис);
4) здесь не ценят уникальности (множество роз в саду) и забывают о том, что «ты… в ответе за тех, кого приручил» (Лис);
5) люди верят словам, но «слова только мешают понимать друг друга» (Лис);
6) люди в поездах «спят в вагонах или просто сидят и зевают» (стрелочник);
7) «Их [людей] глаза слепы. Искать надо сердцем» (Маленький принц);
8) «У каждого человека свои звезды… Но для всех этих людей звезды — немые» (Маленький принц).
Итоговый вывод: каков же «портрет» обитателей «планеты людей»?
2. Слово учителя с элементами беседы, заданиями и комментариями
— Первая встреча героя с миром взрослых состоялась во время его путешествия.
Итак, перед нами — «портрет» взрослого населения Земли, и, надо сказать, получился он малопривлекательным. Маленький принц дипломатично оценивает взрослых так: «Странный народ эти взрослые».
Что же, с точки зрения взрослых, является показателем здравомыслия человека? (Умение поддержать разговор «об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках», занятия различными «серьезными делами» — а что это с точки зрения взрослого человека?)
Найдем слова Маленького принца, который с горечью характеризует неумение взрослых воспринимать подлинную Красоту. («Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут себе его представить. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков» — и тогда они воскликнут: «Какая красота!») Это ли не нравственная пропасть, духовный тупик?
3. Обращение к эпиграфу урока
Чтение строк М. Цветаевой и попытка ответить на вопрос: Чего же не знают взрослые, но знают дети? (Что мир очень разный; что фантазия и мечта окрыляют и не дают погрязнуть в рутине и обыденности; что… что еще?..)
4. Продолжение слова учителя
— Хотя, конечно, не все взрослые не увидеть» слона, проглоченного удавом. Лучшее доказательство этому — Леон Верт, которому посвящена книга, да и сам А. де Сент-Экзюпери, ведь произведение это, если можно так выразиться, автобиографическое.
5. Попытка определения темы и основной мысли сказки
«Маленький принц»
(Неужели это пресловутая проблема «отцов и детей»?..)
III. Подведение итогов урока
IV. Домашнее задание
Для всех учащихся — выписать в тетрадь 5–7 афоризмов из сказки, смысл одного из них письменно объяснить.
Индивидуальные творческие задания:
1) Раскрыть оттенки и взаимосвязь смысла афоризма «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить» («Маленький принц») и слов Е. Евтушенко: «На светильники и гасильники человечество разделено».
2) ответить на вопросы: почему встреча автора с Маленьким принцем состоялась в пустыне; чему научило Маленького принца пребывание на Земле; в каких афоризмах заключаются эти уроки?
Козаки на Січі були віруючими людьми, набожними, шанували християнські традиції, але чи по-божому вони вчиняли, вбиваючи інших? Звісно, в боях не було часу на глибокі роздуми, адже якщо не ти б'єш – то б'ють тебе.
Є багато різних думок щодо цієї теми. Якщо опиратися на християнську мораль, то "жодна мета не може виправдати вбивство". Вбивство недопустиме, проте захист необхідний. Інколи трапляються небезпечні для життя ситуації, коли вбивства задля захисту свого життя не уникнути. Ненавмисне вбивство як наслідок захисту — жахливе, але особисто я не вважаю його за непростимий злочин.
Якщо ж говорити про Тараса Бульбу, на мою думку, він скоїв величезний гріх, убивши сина. Головна ідея повісті – уславлення козацтва і заклик любити свою Батьківщину. Читаючи цей твір, я була вражена патріотизмом козаків, нескінченною любов'ю і боротьбою за свій край. Вони карали кожного, хто смів посягнути на їхню Батьківщину. В наш час люди змінили свої погляди і принципи так, як змінилася і Україна. Народ від'їжджає до інших країн, залишаючи свою батьківщину, і інші не вбачають в цьому зради.
Андрій був не схожий на батька, Остапа чи будь-якого іншого козака. Парубок не був запеклим патріотом чи відчайдушним козаком-борцем. На першому плані для хлопця була душа, стосунки, щось духовне. Закохавшись у полячку, він забув і про батька, і про козаків, і про Батьківщину. Хтось скаже, що це явний егоїзм. Можливо Андрій і був егоїстом, але я його не засуджую.
Тарас був обурений зрадою сина, але в жодному разі не мав права позбавляти Андрія життя. Відома фраза "я тебе породив, я тебе і вб'ю" дуже мене обурила. Жодна людина: батько, матір, брат, сестра чи товариш не має права вбивати іншого. Людину створює не інша людина, а природа, отже і вбити людину може тільки вона…