НОС ВЫТАЩИТ — ХВОСТ УВЯЗНЕТ; ХВОСТ ВЫТАЩИТ — НОС УВЯЗНЕТ (ДОКУЧН СКАЗКА О ЖУРАВЛЕ) . ЭТОТ НОС НА ПРОСТОРЕ ВЗРОС. ЕСЛИ ТЫ СЕРДИШЬСЯ, УКУСИ СВОЙ НОС. НЕ ПО ЧЕЛОВЕКУ СПЕСЬ НОС НЕ ПО ЧИНУ. А КУСАЕТСЯ БОГОСЛОВ, ДА НЕ ОД НОС ЛОВ. СПИЦА В НОС, НЕ ВЕЛИКА — С ПЕРСТ (ТО ЖЕ) . ЩЕЛКНИ КОБЫЛУ В НОС — ОНА МАХНЕТ ХВОСТОМ. СПРОС НЕ БЬЕТ В НОС. ШЕЛ ЖУРАВЛЬ ПО БОЛОТУ — НОС ЗАВЯЗ; НОС ВЫТАЩИЛ — ХВОСТ ЗАВЯЗ. ЧТО НОС КВЕРХУ, ЧТО НОС КНИЗУ — ОДИНАКОВО ХУДО. ЕГО БАБУШКА МОЕГО ДЕДУШКУ ЗА НОС ВОДИЛА. БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ. РАННЯЯ ПТИЧКА НОС ОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ТОЛЬКО ГЛАЗКИ ПРОДИРАЕТ. ДУЙ НЕ ДУЙ, А И ТЕБЕ ПРИДЕТ КАРАЧУН (СКАЗАЛ ЦЫГАН, ОТТИРАЯ НОС И УШИ) . НАША ВЗЯЛА, ХОТЬ И НОС В КРОВИ. ОТ ЭТОГО ГУСАРА ДОЛГО ЧИХАТЬСЯ БУДЕТ (ГУСАР — БЫЛИНКА В НОС) . СЫТ — ВЕСЕЛ, А ГОЛОДЕН — НОС ПОВЕСИЛ. ЭТОТ НОС НА СЛАВУ ВЗРОС. СМЕТЛИВ И ХИТЕР — ПЯТЕРЫМ НОС УТЕР. САМ НА ПЕЧКЕ, НОС В ГОРШЕЧКЕ, А ЯЗЫК НА РЕЧКЕ. СВОЙ НОС РЕЗАТЬ — СВОЕ ЛИЦО БЕСЧЕСТИТЬ. НОС ЗАДРАЛА И ЗНАТЬ НЕ ХОЧЕТ. ЗА СПРОС НЕ БЬЮТ В НОС. НОС КРЮЧКОМ, БОРОДА КЛОЧКОМ. НОС НЕ ДОРОС, РУКИ КОРОТКИ. НОС С ЛОКОТЬ, А УМА С НОГОТЬ. ЗАГНУТЬ ПАЛЕЦ; ЗАВЯЗАТЬ УЗЕЛОК; НАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОС; ПОЛОЖИТЬ БУМАЖКУ В ТАБАКЕРКУ. НОС ФАМИЛЬНЫЙ, НЕ ЛЮБИТ СТУЖИ СИЛЬНОЙ. НОС ЧЕШЕТСЯ НА СТАРОСТИ. ВОДИТЬ ЗА НОС. ВО НОС — ДЛЯ ДВУХ РОС, А ОДНОМУ ДОСТАЛСЯ. ЗОВУТ, ЗОВУТ ДА ПОКЛИЧУТ, А ПОТОМ И В НОС ПОТЫЧУТ. ОТОРВАЛИ МИШКЕ НОС, ЧТОБ НЕ НЮХАЛ ДИХЛОФОС. НЕ СУЙ СВОЙ НОС НЕ В СВОЕ ТЕЛО. НЕ СУЙ СВОЙ НОС НЕ В СВОЕ ДЕЛО. БЫК ЗАЩИЩАЕТ СВОЙ НОС РОГАМИ. СЫТ, ПЬЯН, ГЛАЗА ПОДБИТЫ И НОС В ТАБАКЕ. ГНЕВАЕШЬСЯ — ПРИКУСИ СВОЙ НОС. ТОМУ ВИДНЕЕ, У КОГО НОС ДЛИННЕЕ. МОРОЗ ЛЕНИВОГО ЗА НОС ХВАТАЕТ, А ПЕРЕД ПРОВОРНЫМ ШАПКУ СНИМАЕТ. У НЕГО С ГЛАЗ НОС УНЕСЛИ. ГОРБАТЫЙ НОС СЕБЕ НА УМЕ. ХОТЬ В ГРУДИ БУШУЕТ ОГОНЬ, ДЫМ ЧЕРЕЗ НОС НЕ ВЫПУСКАЙ. ЛЮБОПЫТНОМУ В КОМЕДИИ НОС ОТКУСИЛИ. ДЕРЖИТ НОС ПО ВЕТРУ. и т. д.
Всё тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!.. ” - это первые слова, которые произносит в трагедии "Борис Годунов” самозванец Григорий Отрепьев. И этот сон предвещает те события, которые с ним случатся в скором будущем:
Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось — И, падая стремглав, я пробуждался.. .
Во сне самозванец испытывает совершенно разные эмоции: "И стыдно мне и страшно становилось... ” Вот настоящие эмоции! Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения! Падение.. . в конце сна - тоже эмоция, хотя немного видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический финал произведения. "Кипящий” на площади народ "в ужасе молчит” и отказывается приветствовать нашего героя, то есть Лжедмитрия. Это и является своеобразным предвестником "падения”. Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа. При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх. И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз. Примечательно то, что роль Димитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена с рассказа о "проклятом сне”, сном и заканчивается: "Ложится, кладёт седло под голову и засыпает”. Сон становится средством раскрытия внутреннего мира героя трагедии, его психологической характеристики и предвестником ужасных событий, которые в скором времени случатся наяву. Сон- вещий, как и сон Петруши Гринёва в "Капитанской дочке".
ЭТОТ НОС НА ПРОСТОРЕ ВЗРОС.
ЕСЛИ ТЫ СЕРДИШЬСЯ, УКУСИ СВОЙ НОС.
НЕ ПО ЧЕЛОВЕКУ СПЕСЬ НОС НЕ ПО ЧИНУ.
А КУСАЕТСЯ БОГОСЛОВ, ДА НЕ ОД НОС ЛОВ.
СПИЦА В НОС, НЕ ВЕЛИКА — С ПЕРСТ (ТО ЖЕ) .
ЩЕЛКНИ КОБЫЛУ В НОС — ОНА МАХНЕТ ХВОСТОМ.
СПРОС НЕ БЬЕТ В НОС.
ШЕЛ ЖУРАВЛЬ ПО БОЛОТУ — НОС ЗАВЯЗ; НОС ВЫТАЩИЛ — ХВОСТ ЗАВЯЗ.
ЧТО НОС КВЕРХУ, ЧТО НОС КНИЗУ — ОДИНАКОВО ХУДО.
ЕГО БАБУШКА МОЕГО ДЕДУШКУ ЗА НОС ВОДИЛА.
БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ.
РАННЯЯ ПТИЧКА НОС ОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ТОЛЬКО ГЛАЗКИ ПРОДИРАЕТ.
ДУЙ НЕ ДУЙ, А И ТЕБЕ ПРИДЕТ КАРАЧУН (СКАЗАЛ ЦЫГАН, ОТТИРАЯ НОС И УШИ) .
НАША ВЗЯЛА, ХОТЬ И НОС В КРОВИ.
ОТ ЭТОГО ГУСАРА ДОЛГО ЧИХАТЬСЯ БУДЕТ (ГУСАР — БЫЛИНКА В НОС) .
СЫТ — ВЕСЕЛ, А ГОЛОДЕН — НОС ПОВЕСИЛ.
ЭТОТ НОС НА СЛАВУ ВЗРОС.
СМЕТЛИВ И ХИТЕР — ПЯТЕРЫМ НОС УТЕР.
САМ НА ПЕЧКЕ, НОС В ГОРШЕЧКЕ, А ЯЗЫК НА РЕЧКЕ.
СВОЙ НОС РЕЗАТЬ — СВОЕ ЛИЦО БЕСЧЕСТИТЬ.
НОС ЗАДРАЛА И ЗНАТЬ НЕ ХОЧЕТ.
ЗА СПРОС НЕ БЬЮТ В НОС.
НОС КРЮЧКОМ, БОРОДА КЛОЧКОМ.
НОС НЕ ДОРОС, РУКИ КОРОТКИ.
НОС С ЛОКОТЬ, А УМА С НОГОТЬ.
ЗАГНУТЬ ПАЛЕЦ; ЗАВЯЗАТЬ УЗЕЛОК; НАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОС; ПОЛОЖИТЬ БУМАЖКУ В ТАБАКЕРКУ.
НОС ФАМИЛЬНЫЙ, НЕ ЛЮБИТ СТУЖИ СИЛЬНОЙ.
НОС ЧЕШЕТСЯ НА СТАРОСТИ.
ВОДИТЬ ЗА НОС.
ВО НОС — ДЛЯ ДВУХ РОС, А ОДНОМУ ДОСТАЛСЯ.
ЗОВУТ, ЗОВУТ ДА ПОКЛИЧУТ, А ПОТОМ И В НОС ПОТЫЧУТ.
ОТОРВАЛИ МИШКЕ НОС, ЧТОБ НЕ НЮХАЛ ДИХЛОФОС.
НЕ СУЙ СВОЙ НОС НЕ В СВОЕ ТЕЛО.
НЕ СУЙ СВОЙ НОС НЕ В СВОЕ ДЕЛО.
БЫК ЗАЩИЩАЕТ СВОЙ НОС РОГАМИ.
СЫТ, ПЬЯН, ГЛАЗА ПОДБИТЫ И НОС В ТАБАКЕ.
ГНЕВАЕШЬСЯ — ПРИКУСИ СВОЙ НОС.
ТОМУ ВИДНЕЕ, У КОГО НОС ДЛИННЕЕ.
МОРОЗ ЛЕНИВОГО ЗА НОС ХВАТАЕТ, А ПЕРЕД ПРОВОРНЫМ ШАПКУ СНИМАЕТ.
У НЕГО С ГЛАЗ НОС УНЕСЛИ.
ГОРБАТЫЙ НОС СЕБЕ НА УМЕ.
ХОТЬ В ГРУДИ БУШУЕТ ОГОНЬ, ДЫМ ЧЕРЕЗ НОС НЕ ВЫПУСКАЙ.
ЛЮБОПЫТНОМУ В КОМЕДИИ НОС ОТКУСИЛИ.
ДЕРЖИТ НОС ПО ВЕТРУ.
и т. д.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался.. .
Во сне самозванец испытывает совершенно разные эмоции: "И стыдно мне и страшно становилось... ” Вот настоящие эмоции! Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение.. . в конце сна - тоже эмоция, хотя немного видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению.
Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический финал произведения. "Кипящий” на площади народ "в ужасе молчит” и отказывается приветствовать нашего героя, то есть Лжедмитрия. Это и является своеобразным предвестником "падения”.
Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа. При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх. И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Примечательно то, что роль Димитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена с рассказа о "проклятом сне”, сном и заканчивается: "Ложится, кладёт седло под голову и засыпает”.
Сон становится средством раскрытия внутреннего мира героя трагедии, его психологической характеристики и предвестником ужасных событий, которые в скором времени случатся наяву. Сон- вещий, как и сон Петруши Гринёва в "Капитанской дочке".