Основной конфликт произведения разворачивается между Чацким и фамусовским обществом. В нем отразилась борьба двух общественных сил: прогрессивных либеральных дворян и реакционных дворян- крепостников. А.С. Грибоедов сатирически изображает дворянско-чиновни чью Москву и шире — Россию. При общности многих черт (эгоистические интересы, отсутствие высокой нравственности, низкий уровень образованности, страх перед просвещением) каждый образ воплощает какой-то определенный конкретно исторический тип. Фамусов олицетворяет «век минувший». Он — богатый поме щик и крупный чиновник, который, однако, не отягощает себя службой («что дело, что не дело — подписано, так с плеч до лой»). Воспринимая службу как собственную вотчину, Фамусов окружил себя родственниками и знакомыми: При мне служащие чужие очень редки, Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человеку! Фамусов — лицемер и ханжа. Идеалом всего окружения Фаму сова является Максим Петрович, который, несмотря на свои се дины, несколько раз падал перед императрицей, чтобы повеселить ее, чем и заслужил монаршую милость. Фамусов готов отдать дочь замуж за кого угодно, лишь бы был при деньгах и власти. Он видит зятя даже в грубом и невежественном солдафоне Скалозубе, которого Чацкий метко охарактеризовал как «созвездие маневров и мазурки». Скалозуб раскрывает свои мечты: … чтоб чины добыть, есть многие каналы, … Мне только бы досталось в генералы. И, не чувствуя цинизма, радуется, что Вакансии как раз открыты; То Старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Все фамусовское общество боится просвещения, видя в нем угрозу собственным устоям. Фамусов уверен, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина» всех бед; ему вторит княгиня, ругающая педагогический институт и профессоров; Скалозуб хотел бы, чтобы в лицеях и гимназиях учили «по-нашему: раз, два», его «ученостью не обморочишь», а тем, кто ведет философские споры, он «фельдфебеля в Вольтеры» даст. Взгляды этого общества выразил Фамусов: … Чтобы зло пресечь, Собрать все книги бы да сжечь. Молодое поколение представлено в пьесе образами Чацкого, Молчалина, Софьи и Лизы. Это совершенно разные типы моло дых людей, различающиеся по своим нравственным понятиям. Молчалин воплощает низшую часть чиновничьей России. Его портрет обрисован одной фразой: «вот он на цыпочках и не богат словами». У него два таланта, которыми он гордится, — «уме ренность и аккуратность». Молчалин из тех, кто достигает карьеры умением вовремя погладить моську влиятельной дамы, поиграть (умирая от скуки) со старичками в карты. Это подхалим, лицемер, который следует правилу: … В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь. Такие Молчалины и поддерживают устои фамусовского общества. Один из сложнейших в пьесе — образ Софьи. Как отмечал А.С. Пушкин, «она начертана неясно». Достаточно образованная и умная, она предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи злой и жестокой, причиняет боль другу детства и клевещет на него, объявляя сумасшедшим. Ее поступки противоречивы. Вероятно, это потому, что в ее характере некоторые черты (независимость, свобода суждений) сформировались в отрочестве под влиянием Чацкого, но после его отъезда она оказалась во власти консервативного общества, воспитавшего в ней свой моральный кодекс. Можно пред положить, что Софья не любит Молчалина, но создала идеал в своем воображении. Прав Чацкий, когда говорит, что качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему. Объективно Софья тоже оказывается в лагере Фамусовых, защищая его устои. Фамусовскому обществу противостоит Чацкий. Молодой образованный человек после трехлетнего отсутствия возвращается в Москву, движимый романтическим порывом послужить Отечеству, «дым которого нам сладок и приятен». Это честный, благород ный человек с острым умом. Ему больно видеть, что по-прежнему властвует лицемерие, невежество, что в Москве «дома новы, но предрассудки стары». Его патриотическое чувство оскорбляет дух «слепого, рабского, пустого подражанья» всему иноземному, преклонение перед пустым «французиком из Бордо». Нравственные понятия Чацкого — независимость, чувство собственного достоинства («служить бы рад, прислуживаться тошно»), принципиальность — находятся в непримиримом противоречии с моралью фамусовского общества. Его монолог «А судьи кто?» — обличение консерватизма «отцов отечества», которые живут по законам XVIII в., «сужденья черпают из забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Они — враги свободы, крепостники, ни во что не ценящие жизнь крестьян, меняющие своих преданных слуг на собак. Чацкий обладает пылким характером, что проявляется и в его романтической любви к Софье, и в его резких оценках окружающих. Образ Чацкого дан в развитии. Он преодолевает сначала социально-политические иллюзии, а затем разрушаются и его любовные надежды. По словам И.А. Гончарова, Чацкий испытывает «мильон терзаний», прежде чем «отрезвится сполна».
разворачивается между Чацким и
фамусовским обществом. В нем
отразилась борьба двух
общественных сил:
прогрессивных либеральных
дворян и реакционных дворян-
крепостников.
А.С. Грибоедов сатирически
изображает дворянско-чиновни
чью Москву и шире — Россию.
При общности многих черт
(эгоистические интересы,
отсутствие высокой
нравственности, низкий уровень
образованности, страх перед
просвещением) каждый образ
воплощает какой-то
определенный конкретно
исторический тип.
Фамусов олицетворяет «век
минувший». Он — богатый поме
щик и крупный чиновник,
который, однако, не отягощает
себя службой («что дело, что не
дело — подписано, так с плеч до
лой»). Воспринимая службу как
собственную вотчину, Фамусов
окружил себя родственниками и
знакомыми:
При мне служащие чужие очень
редки,
Все больше сестрины,
свояченицы детки…
Как станешь представлять к
крестишку ли,
к местечку, ну как не порадеть
родному человеку!
Фамусов — лицемер и ханжа.
Идеалом всего окружения Фаму
сова является Максим Петрович,
который, несмотря на свои се
дины, несколько раз падал перед
императрицей, чтобы повеселить
ее, чем и заслужил монаршую
милость. Фамусов готов отдать
дочь замуж за кого угодно, лишь
бы был при деньгах и власти. Он
видит зятя даже в грубом и
невежественном солдафоне
Скалозубе, которого Чацкий метко
охарактеризовал как «созвездие
маневров и мазурки». Скалозуб
раскрывает свои мечты:
… чтоб чины добыть, есть многие
каналы, …
Мне только бы досталось в
генералы.
И, не чувствуя цинизма, радуется,
что
Вакансии как раз открыты;
То Старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Все фамусовское общество
боится просвещения, видя в нем
угрозу собственным устоям.
Фамусов уверен, что «ученье —
вот чума, ученость — вот
причина» всех бед; ему вторит
княгиня, ругающая
педагогический институт и
профессоров; Скалозуб хотел бы,
чтобы в лицеях и гимназиях
учили «по-нашему: раз, два», его
«ученостью не обморочишь», а
тем, кто ведет философские
споры, он «фельдфебеля в
Вольтеры» даст. Взгляды этого
общества выразил Фамусов:
… Чтобы зло пресечь,
Собрать все книги бы да сжечь.
Молодое поколение представлено
в пьесе образами Чацкого,
Молчалина, Софьи и Лизы. Это
совершенно разные типы моло
дых людей, различающиеся по
своим нравственным понятиям.
Молчалин воплощает низшую
часть чиновничьей России. Его
портрет обрисован одной фразой:
«вот он на цыпочках и не богат
словами». У него два таланта,
которыми он гордится, — «уме
ренность и аккуратность».
Молчалин из тех, кто достигает
карьеры умением вовремя
погладить моську влиятельной
дамы, поиграть (умирая от скуки)
со старичками в карты. Это
подхалим, лицемер, который
следует правилу:
… В мои лета не должно сметь
Свои суждения иметь.
Такие Молчалины и
поддерживают устои
фамусовского общества.
Один из сложнейших в пьесе —
образ Софьи. Как отмечал А.С.
Пушкин, «она начертана неясно».
Достаточно образованная и
умная, она предпочитает
Молчалина Чацкому. Не будучи
злой и жестокой, причиняет боль
другу детства и клевещет на него,
объявляя сумасшедшим. Ее
поступки противоречивы.
Вероятно, это потому, что в ее
характере некоторые черты
(независимость, свобода
суждений) сформировались в
отрочестве под влиянием
Чацкого, но после его отъезда
она оказалась во власти
консервативного общества,
воспитавшего в ней свой
моральный кодекс. Можно пред
положить, что Софья не любит
Молчалина, но создала идеал в
своем воображении. Прав
Чацкий, когда говорит, что
качеств ваших тьму, любуясь им,
вы придали ему.
Объективно Софья тоже
оказывается в лагере Фамусовых,
защищая его устои.
Фамусовскому обществу
противостоит Чацкий. Молодой
образованный человек после
трехлетнего отсутствия
возвращается в Москву,
движимый романтическим
порывом послужить Отечеству,
«дым которого нам сладок и
приятен». Это честный, благород
ный человек с острым умом. Ему
больно видеть, что по-прежнему
властвует лицемерие,
невежество, что в Москве «дома
новы, но предрассудки стары».
Его патриотическое чувство
оскорбляет дух «слепого,
рабского, пустого подражанья»
всему иноземному, преклонение
перед пустым «французиком из
Бордо».
Нравственные понятия Чацкого —
независимость, чувство
собственного достоинства
(«служить бы рад,
прислуживаться тошно»),
принципиальность — находятся в
непримиримом противоречии с
моралью фамусовского
общества. Его монолог «А судьи
кто?» — обличение
консерватизма «отцов
отечества», которые живут по
законам XVIII в., «сужденья
черпают из забытых газет времен
Очакова и покоренья Крыма».
Они — враги свободы,
крепостники, ни во что не
ценящие жизнь крестьян,
меняющие своих преданных слуг
на собак.
Чацкий обладает пылким
характером, что проявляется и в
его романтической любви к
Софье, и в его резких оценках
окружающих. Образ Чацкого дан
в развитии. Он преодолевает
сначала социально-политические
иллюзии, а затем разрушаются и
его любовные надежды. По
словам И.А. Гончарова, Чацкий
испытывает «мильон терзаний»,
прежде чем «отрезвится сполна».