Было у отца два сына. Младший попросил, чтобы отец отдал причитавшуюся ему часть. А старший остался жить с отцом, и вместе они работали. Получив свою долю, младший сын уезжает в другой город и там праздно проводит время: гуляет, веселится, не работает. Сама собой напрашивается оценка сыновей — старший сын хороший, а младший плохой, он не достоин любви своих ближних. И когда младший сын, прогуляв все деньги, возвращается и просит у отца прощения за свой недостойный поступок, мы ожидаем, что отец отругает его и, скорее всего, даже прогонит. Но отец поступает по-другому. Он не только принимает своего заблудшего сына с распростертыми объятиями, но в честь его возвращения приказывает заколоть самого откормленного теленка. Старший сын возмущается поведением отца. Он не понимает, почему ему, не совершавшему ничего плохого, отец никогда не устраивал такого праздника. На что отец отвечает: «Сын мой! Ты всегда со мной, и все, что есть у меня, — твое. А брат твой был как бы мертв и ожил, пропадал и нашелся». Это значит, что осознать свой грех и покаяться в нем — это все равно, что совершить подвиг. Младший сын вернулся не для того, чтобы требовать для себя денег еще. Тогда бы отец наверняка прогнал его, считая мертвым для себя. Но сын, осознав свою ошибку, пришел к отцу с простить его, заблудшего. Для отца это большая радость, это самое настоящее воскрешение сына из мертвых. В том и заключается смысл «Притчи о блудном сыне», что, осознав недостойное свое поведение и покаявшись в этом, человек заслуживает прощения.
Смысл названия. В «Грозе» Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно и символично, хотя реальная гроза также присутствует в ходе действия пьесы. Более того, именно перед грозой под раскаты грома происходит кульминационная сцена пьесы: всенародное покаяние Катерины. Но помимо изображения реального природного явления, образ грозы определяет то состояние, в котором пребывает жизнь в Калинове. Его можно назвать предгрозовым, состоянием накануне катастрофы. Об этом говорят различные детали, и само слово «гроза» приобретает метаморфическое значение. Опоры, поддерживающие старый порядок, пошатнулись, обнаружив его неустойчивость, лишь внешне все выглядит спокойным и благополучным. Гроза — это и душевный переворот, который испытывает героиня пьесы Катерина, страх греха, наказания, людского суда. Но гроза — это и символ грядущего очищения и обновления жизни. Такой грозы смертельно боятся охранители старых устоев жизни, «темного царства». Гроза в пьесе предстает как символ катастрофичности бытия человека и мира, расколотого в ожидании перемен. Это определило тематику и проблематику пьесы.