Какие средства выразительности используются в легенде? Как они создать образ? Легенда:
Молоковка
Случилось это давно.
В ту далёкую старину по Забайкалью кочевал эвенкийский народ из девяти чумов. Это были отважные охотники, отменные стрелки, каждый из них мог из лука пустить сразу две стрелы и выбить из пролетающей стаи две птицы. Таких стрелков теперь и в помине нет. На медведя с ножом и рогатиной хаживали.
На исходе дня прикочевали эвенки к безымянной речке. Вокруг горы, леса густые, ягеля много. Седобородый старец сошел с оленя, неторопливо раскурил трубку, осмотрелся и сказал:
-Здесь весновать будем.
Эвенки развьючили оленей и пустили пастись. Те, шумно хоркая, разбрелись по пади. На подоле хребта вспыхнули костры, выросли остроконечные чумы, покрытые берестой. И зажили кочевники своей простой неприхотливой жизнью. Каждое утро на рассвете охотники уходили на промысел зверя. Ведь тайга была щедрой. Приносили они туши диких коз и изюбров. Вечерами всё стойбище танцевало ёхор, в песнях прославляли своих охотников, солнце и горы. Под покровом звёздных ночей девушки своим любимым шептали ласковые слова.
А весна была в разгаре. Буйно цвёл багул. От подснежников голубели лесные поляны. По утрам в долину скатывались брачные косачиные песни. На озёрах перекликались лебеди. В небе тянулись на север коски гусей. Радоваться бы людям, но на стойбище поселилась печаль. За что-то разгневались Злые Духи на отважного охотника Молохо, наслали на его суставы страшную боль. Совсем ослаб охотник: ноги не могут удержать тело, в руках силы нет, чтобы натянуть тетиву лука.
А олени корма съели, надо кочевать на новое место. Но Молохо совсем худой, на олене сидеть не может. Как быть? Бессильны люди перед злыми духами. Решили спросить самого охотника, как поступить.
- Оставьте мне еды на семь и кочуйте, - ответил Молохо. – Когда Злые Духи узнают, что есть нечего и их ждет голодная смерть, испугаются и покинут моё тело.
- Так и быть, - согласились сородичи. - Мы тебя будем ждать у гольца Сохондо.
Укочевали охотники. Лежит под деревом Молохо день, лежит другой, лежит третий. Убывают силы. А невдалеке от него сереет каменная глыба.
Вдруг из-под нее родник забил. Вода стекла в ложбинку, там небольшое озерко образовалось. Чудо. (А у Молохо перед глазами уже туман плывёт). Это предки пришли за ним, чтобы показать тропу в мир вечности. В это время охотник почувствовал, как большая птица ударила его крылом и окатила прохладой. Открыл Молохо глаза и видит: к роднику Ворон опустился, напился воды и перелетел к озерку. Искупался, глянул на охотника, издал громкий призывный крик и взмыл в небо. Это был Вещий Ворон. Молохо – дитя гор, он знал язык тайги, зверей и птиц. А Вещий Ворон говорил: «Делай, как я».
Кое-как добрался Молохо до родника, долго пил ключевую воду с кислинкой, потом дополз до озерка, искупался. Боли в суставах приутихли. Так он теперь делал каждый день. А чтобы совсем запугать злых духов, питался один раз в трое суток. Еды охотнику хватило на двадцать один день. И когда он съел кусочек вяленого мяса, ещё раз напился ключевой воды и искупался в озерке, злые духи покинули его тело – Молохо вновь стал молод и силён. Его сородичи были немало удивлены, когда он появился на стойбище живой и здоровый, да ещё принес на плече тушу горного барана.
Весть о том, как Молохо из своего тела прогнал Злых Духов, облетела все стойбища кочевников. Люди потянулись лечиться к священному ключу, который породили Добрые Духи тайги. И назвали ключ и речку в честь отважного охотника – Молохо. Это потом, когда в Забайкалье пришли русские, стали источник и речку называть Молоковка.
- Лечиться на источнике надо двадцать один день, - так наказывал людям Молохо, и его наказ все свято выполняют. – Первые семь дней тело привыкает к воде, затем семь дней оно болеет и только в последние семь дней в тело здоровье вселяется.
Главная героиня Ася с первых минут знакомства привлекает наше внимание. На протяжении всего произведения Тургенев раскрывает ее образ: постепенно, не сразу рассказывает о ее человеческих качествах. Ася невысокого роста, худощава, со смугловатым круглым лицом и небольшим тонким носом. Она грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита.
Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Позже, оставшись сиротой, Ася привязалась к брату, затем "выжила" в Петербургском пансионе четыре года. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой… "Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Основное представление о героине складывается из ее поступков и поведения в разных ситуациях.
Ася каждый раз представала перед нами новой. Постепенно она учится доверять людям, открывает свое сердце. Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, ее стремление к главному герою. Сцена последнего свидания подготовлена всем предшествующим динамичным сюжетным развитием повести: случайным знакомством персонажей, их встречами и беседами. Свидание назначает сама Ася, поступая в данном случае как пушкинская Татьяна, - как и она, первой признаваясь избраннику сердца в любви.. Сцена свидания наиболее ясно отражает психологическое противоречие, несовпадение психологических ритмов Н. Н. и Аси. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине темной комнаты.
Избранник Аси оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее чувства. Нравственное, духовное изменение героини противостоит скудности образа главного героя повести. Первая любовь героини оказывается несчастной. Но у Аси есть силы жить дальше, идти вперед.
Copyright to Антон Огинский
Ни в чем не уступают городничему и остальные чиновники, описанные в комедии. Например, судья по фамилии Ляпкин Тяпкин – это взяточник (причем взятки этот любитель охоты берет борзыми щенками), проныра и мошенник. Земляника – попечитель богоугодных заведений – и смотритель училищ Хлопов равнодушны к своим подопечным, не заботятся об их нуждах. А почтмейстер занимается тем, что вскрывает и читает чужие письма, считая это «преинтересным» занятием.
Внешне все описанные Гоголем чиновники очень разные, а по чертам характера они чем-то похожи друг на друга. Безразличные к нуждам людей, уверенные в своей безнаказанности, подлые и лживые – все они составляют портрет чиновно-полицейской России поза века.