Какие средства выразительности
ВЛЮБЛЕННОСТЬ
Королевна жила на высокой горе,
И над башней дымились прозрачные сны облаков.
Темный рыцарь в тяжелой кольчуге шептал о любви на заре,
В те часы, когда Рейн выступал из своих берегов.
Над зелеными рвами текла, розовея, весна.
Непомерность ждала в синевах отдаленной черты.
И влюбленность звала - не дала отойти от окна,
Не смотреть в роковые черты, оторваться от светлой мечты.
"Подними эту розу", - шепнула - и ветер донес
Тишину улетающих лат, бездыханный ответ.
"В синем утреннем небе найдешь Купину расцветающих роз", -
Он шепнул, и сверкнул, и взлетел, и она полетела вослед.
И за облаком плыло и пело мерцание тьмы,
И влюбленность в погоне забыла, забыла свой щит.
И она, окрылясь, полетела из отчей тюрьмы -
На воздушном пути королевна полет свой стремит.
Уж в стремнинах туман, и рога созывают стада,
И заветная мгла протянула плащи и скрестила мечи,
И вечернюю грусть тишиной отражает вода,
И над лесом погасли лучи.
Не смолкает вдали властелинов борьба,
Распри дедов над ширью земель.
Но различна Судьба: здесь - мечтанье раба,
Там - воздушной Влюбленности хмель.
И в воздушный покров улетела на зов
Навсегда... О, Влюбленность! Ты строже Судьбы!
Повелительней древних законов отцов!
Слаще звука военной трубы!
Источник: http://blok.lit-info.ru/blok/stihi/raznye-1904-1908/020.htm
Вечные проблемы потому так и называются, что они актуальны в любую историческую эпоху, не теряют своей остроты и по сей день. В основном, это проблемы связанные с моральным выбором человека: что считать «добром», то есть хорошим, правильным, достойным, а что – «злом» - плохим, ошибочным, позорным. В наши дни, как и многие века назад, каждому мыслящему человеку приходится задавать самому себе этот вопрос и отвечать на него. Именно поэтому проблемы, описываемые А. С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка» воспринимаются как современные и мы сопереживаем героям, понимаем их чувства и эмоции.
Среди затрагиваемых в романе вопросов, актуальных не только для того времени, когда происходили описываемые события (конца XVIII в.), можно выделить следующие: проблемы чести, совести, долга, любви, воспитания, насилия над личностью, взаимоотношений родителей и детей, власти и общества, патриотизма, социального неравенства, войны и мира.
Особенно ярко нравственные качества людей проявляются в экстремальной ситуации, когда проблема морального выбора обостряется угрозой для здоровья или жизни. В романе подобная ситуация происходит во время бунта: капитан Миронов и его жена предпочли умереть, но не сдаться бунтарям, а Гринев, как и многие другие обитатели Белогорской крепости, за отказ присягать Пугачеву мог поплатиться своей жизнью, но, к счастью, был помилован.
Проблемы воспитания, родителей и детей проявляются в отношениях между Гриневым и его отцом: автор описывает существующее между ними непонимание, но, тем не менее, без заложенных родителями основ нравственности, Гринев вряд ли стал бы целостной личностью с сильным характером на героизм и самопожертвование. Именно от отца перед отъездом на службу Гринев получает завет, которому старается следовать: «Береги платье снову, а честь – смолоду».
Народный бунт, описанный А. С. Пушкиным, представляет собой самый радикальный – военный вариант решения проблемы социального неравенства, в условиях крайнего обострения взаимоотношений власти и общества.
Я думаю, что роман «Капитанская дочка» ещё долго не утратит своей актуальности, и будущие поколения будут находить в нём созвучные им проблемы, будут сопереживать героям.
Писатель Федор Абрамов родился в северной деревне, поэтому хорошо знаком с реалиями той непростой жизни, речь о которой идёт в рассказе "Валенки". Рассказ написан в 1974 году, через тридцать лет после описываемых в нём событий. Но сколько бы еще лет ни , он всегда будет живо восприниматься читателем.
Начинается рассказ с описания дома и благосостояния семьи Косовых. Здесь и "яркие шелковые платья, задорно переливающиеся на солнце, всевозможные шали, полушалки, платки, ситцевые и шерстяные отрезы, одежда верхняя, обувь, меховые шапки". Среди всего этого великолепия - два черных старых валенка без подошв. От этих валенок "жить пошла" Дарья Леонтьевна - героиня рассказа.
В четырнадцать лет её отправили на лесозаготовки. Вернувшись однажды из лесу, дело было в новогоднюю ночь, она положила в печь валенки, чтобы их высушить. Такой подарок решила себе сделать к Новому году. Проснулась утром, а валенки в печи сгорели. Бросилась Дарья босиком по снегу к начальнику, а тот вместо пригрозил ей судом и велел: "что хошь делай, а чтобы к утру завтра была на работе". Восемь верст шла девочка домой, а когда пришла - ничего она дома не нашла её конюх Евграф Иванович. Он "бурки теплые, эдаки шони из войлока от хомутов старых сшил". Дарья побежала обратно, пела от радости по дороге.
А весной приехал секретарь райкома и спросил, кто лучше всех работает. Ему назвали Дарью. Он спросил, что бы она хотела получить в качестве премии за свою заботу? "Валенки", - ответила девушка. И к зиме она эти валенки получила. Пять лет носила, как выходные, а потом уж на каждый день. Вот такая история.
Этот рассказ - вся правда о тяжелом труде людей в тылу во время Великой Отечественной войны. Тогда действовали суровые законы: не вышел на работу - под суд, и неважно, что у человека не было обуви или одежды. Вместо того, чтобы сидеть за партами в школе, дети взрослым и сами быстро становились взрослыми. У них был один лозунг "Всё для фронта, всё для победы!"
так?