Сегодня роман Чернышевского непопулярен ,почти не изучается в школе .Его мало читают .А напрасно . Автор поведал читателю много интересного об общественной жизни и попытался дать ответ на вопрос :что делать ,чтобы изменить жизнь народа . Он был революционер - разночинец .поэтому и показал в своём произведении людей совершить эти перемены . Во - первых ,это "новые люди".такими ,по мнению Чернышевского ,через некоторое время станут все люди : они будут честны ,трудолюбивы,бескорыстны и свободны .Это Вера Павловна ,Лопухов ,Кирсанов .Они друг другу ,не подличают ,великодушны .У них свободные отношения .Мне кажется ,здесь Чернышевский промахнулся .Он верил ,что люди будут такими .Но они не таковы .И врут ,и подличают ,и мстят .Иногда встречаются такие прекраснодушные ,как Лопахин ,но очень редко .Не верю я и в то ,что люди могут жить коммунами ,например ,как девушки в мастерской Веры Павловны(один зонтик на всех ,одежда ,общее меню и т. д.) Ещё более ярко это описано в Четвёртом сне героини .Там общая жизнь людей труда показана намного масштабнее и полнее .Но это - утопия .Такого не бывает .Правда ,Познер сейчас по Первому каналу рассказывает в фильме"Еврейское счастье" о киббуцах ( общих сельских поселениях) в Израиле .Вот у них там прямо по Чернышевскому получается .А вот в России колхозы ,которые задумывались как коллективное хозяйство - потерпели фиаско .Человек ( об этом рассказал Шолохов в "Поднятой целине") - собственник и обособляться не хочет .То есть "Гладко было на бумаге ,да забыли про овраги". Хотя вот с разумным эгоизмом новых людей я могу согласиться . .Здесь Чернышевский прав .Новым людям хорошо тогда ,когда хорошо народу .Здесь я согласен И сегодня есть такие люди .Но их немного .А писатель считал ,что такими станут все . Чернышевский показал нам образ особенного человека- Рахметова .Это прообраз профессионального революционера .Он аскет ,отказывает себе в радостях жизни ,закаляет своё тело к тяготам и лишения ,готовит революционные кадры .Он силён и мужествен .Но "хоть он и соль соли земли",это тоже идеал ,совершенно недостижимый для простого человека .Мы видели революционных профессионалов .Да ,они вначале своей деятельности были аскетами ,но ,прибрав к своим рукам страну ,стали строить дворцы и загородные виллы и мало думать о народе.Опять - утопия . Так что же? -книга "Что делать" зря написана ( в тюрьме) ,напрасно автор живописал свои мечты? Думаю ,что нет .Хотя идеалы Чернышевского не осуществились ,но он дал образец идеальных людей ,идеальных отношений .И внимательный читатель ,знакомясь с таким будущим ,может дать волю своим мечтам и даже попытаться воплотить их в жизнь. Господа ,если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет Честь безумцу ,который навеет Человечеству сон золотой! (Беранже)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕВ книгу включены рассказы Н. С. Лескова «Однодум», «Левша», «Кадетский монастырь», «Грабеж», обязательные для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.СОДЕРЖАНИЕГЛАВА ПЕРВАЯУ нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их…ГЛАВА ВТОРАЯВоспоминания мои касаются Первого петербургского кадетского…ГЛАВА ТРЕТЬЯ№ 1. Директор, генерал-майор Перский (из воспитанников…ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯЖил он совершенно монахом. Более строгой аскетической жизни…ГЛАВА ПЯТАЯПо некоторому стечению обстоятельств мы, ребятишки, сделались…ГЛАВА ШЕСТАЯПятнадцатого декабря в корпус неожиданно приехал государь…ГЛАВА СЕДЬМАЯРовно через год после декабрьского бунта, именно 14 декабря…ГЛАВА ВОСЬМАЯРовно через неделю после того, как от нас были отлучены…ГЛАВА ДЕВЯТАЯПосле того как мы прокричали свое «здравия желаем», Демидов…ГЛАВА ДЕСЯТАЯВторой номер за игуменом в монастырях принадлежит эконому.…ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯПо обычаю своему Бобров был такой же домосед, как и Перский.…ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯУ нас очень много было людей бедных, и когда нас выпускали,…ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯТеперь третий постоянный инок нашего монастыря – наш корпусный…ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯЗеленский был доктор отличный и, сколько я могу теперь понимать,…ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯВеруя и постоянно говоря, что «главное дело не в лечении,…ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯУдовольствие доктора Зеленского заключалось в том, что,…ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯМожно представить: как мы при таком учении выходили учены……ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯТогда был такой обычай, что для преподавания религиозных…ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯЯ выше сказал, что Демидов был большой ханжа, он постоянно…ГЛАВА ДВАДЦАТАЯДемидов был чрезвычайно суеверен: у него были счастливые…ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯЧерез неделю, в воскресенье, следовавшее за знаменитою проповедью…ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ но лучше прочесть самому по главам хоть и в сокращении, если полностью лень читать)
Автор поведал читателю много интересного об общественной жизни и попытался дать ответ на вопрос :что делать ,чтобы изменить жизнь народа .
Он был революционер - разночинец .поэтому и показал в своём произведении людей совершить эти перемены .
Во - первых ,это "новые люди".такими ,по мнению Чернышевского ,через некоторое время станут все люди : они будут честны ,трудолюбивы,бескорыстны и свободны .Это Вера Павловна ,Лопухов ,Кирсанов .Они друг другу ,не подличают ,великодушны .У них свободные отношения .Мне кажется ,здесь Чернышевский промахнулся .Он верил ,что люди будут такими .Но они не таковы .И врут ,и подличают ,и мстят .Иногда встречаются такие прекраснодушные ,как Лопахин ,но очень редко .Не верю я и в то ,что люди могут жить коммунами ,например ,как девушки в мастерской Веры Павловны(один зонтик на всех ,одежда ,общее меню и т. д.) Ещё более ярко это описано в Четвёртом сне героини .Там общая жизнь людей труда показана намного масштабнее и полнее .Но это - утопия .Такого не бывает .Правда ,Познер сейчас по Первому каналу рассказывает в фильме"Еврейское счастье" о киббуцах ( общих сельских поселениях) в Израиле .Вот у них там прямо по Чернышевскому получается .А вот в России колхозы ,которые задумывались как коллективное хозяйство - потерпели фиаско .Человек ( об этом рассказал Шолохов в "Поднятой целине") - собственник и обособляться не хочет .То есть "Гладко было на бумаге ,да забыли про овраги".
Хотя вот с разумным эгоизмом новых людей я могу согласиться . .Здесь Чернышевский прав .Новым людям хорошо тогда ,когда хорошо народу .Здесь я согласен И сегодня есть такие люди .Но их немного .А писатель считал ,что такими станут все .
Чернышевский показал нам образ особенного человека- Рахметова .Это прообраз профессионального революционера .Он аскет ,отказывает себе в радостях жизни ,закаляет своё тело к тяготам и лишения ,готовит революционные кадры .Он силён и мужествен .Но "хоть он и соль соли земли",это тоже идеал ,совершенно недостижимый для простого человека .Мы видели революционных профессионалов .Да ,они вначале своей деятельности были аскетами ,но ,прибрав к своим рукам страну ,стали строить дворцы и загородные виллы и мало думать о народе.Опять - утопия .
Так что же? -книга "Что делать" зря написана ( в тюрьме) ,напрасно автор живописал свои мечты?
Думаю ,что нет .Хотя идеалы Чернышевского не осуществились ,но он дал образец идеальных людей ,идеальных отношений .И внимательный читатель ,знакомясь с таким будущим ,может дать волю своим мечтам и даже попытаться воплотить их в жизнь.
Господа ,если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет
Честь безумцу ,который навеет
Человечеству сон золотой!
(Беранже)