использование «говорящих» имен и фамилий: простакова, стародум, скотинин, вральман, правдин цыфиркин, кутейкин.
митрофан - найденный
матерью, подобный матери; тарас - приводящий в смятение.
положительные герои говорят правильным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. простакова: "а ты, скот, подойди поближе.
не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил скажи, болван, чем ты оправдаешься? "
речь героев является средством их характеристики, она часто
связана с фольклором: "всякий
женись на своей невесте", "век живи, век учись", "не хочу
учиться, хочу жениться".
каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать скотницу хавронью.4) разрушение фразеологизма: какова . в иной залетишь за тридевять земель, за тридесятом царство.
саморазоблачения героев:
г-жа простакова. я могу письма получать, а читать их всегда
велю другому.
простаков (долго смотря) . мудрено.
скотинин. я от роду ничего не читывал, сестрица! бог меня
избавил этой скуки. г-жа простакова. с утра до вечера, как за язык повешена, рук
пыфало, о праснике съетутца в картингов кареты с хот спотами. я фсе на них смотру. пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
тропы, стилистические фигуры:
афоризмы: в человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. обращения: друг мой сердечный. и ведомо, батюшка. риторические вопросы: а извозчики-то на что ж? каково это риторические восклицания: ах, мой батюшка!
признаки
сатиры и юмора: создание комических ситуаций: драка простаковой со скотининым, урок , "экзамен" митрофана. алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), иронию и намёки. зоологизация: любовь скотинина к свиньям; вральман видит в простаковых «лошадок». таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
противопоставленных частей: у предводителя и расправа с солдатом. вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «после » .
светлые, радостные краски , беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. в первой части рассказа чудесный , прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» вареньки. после краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.
на первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на и истинное лицо после . но значение рассказа глубже. в сцене полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. однако, «воинский начальник типа старого служаки» , полковник убежден, что «все надо по закону» : и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. полковник искренен и на , когда танцует с любимой дочерью, и после , когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается иван васильевич. юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . свою жизнь он посвятил тому, чтобы другим людям: «скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
использование «говорящих» имен и фамилий: простакова, стародум, скотинин, вральман, правдин цыфиркин, кутейкин.
митрофан - найденный
матерью, подобный матери; тарас - приводящий в смятение.
положительные герои говорят правильным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. простакова: "а ты, скот, подойди поближе.
не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил скажи, болван, чем ты оправдаешься? "
речь героев является средством их характеристики, она часто
связана с фольклором: "всякий
женись на своей невесте", "век живи, век учись", "не хочу
учиться, хочу жениться".
каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать скотницу хавронью.4) разрушение фразеологизма: какова . в иной залетишь за тридевять земель, за тридесятом царство.
саморазоблачения героев:
г-жа простакова. я могу письма получать, а читать их всегда
велю другому.
простаков (долго смотря) . мудрено.
скотинин. я от роду ничего не читывал, сестрица! бог меня
избавил этой скуки. г-жа простакова. с утра до вечера, как за язык повешена, рук
не подкладываю: то бранюсь, то дерусь.
вральман: "я завсегда охотник пыл смотреть публик.
пыфало, о праснике съетутца в картингов кареты с хот спотами. я фсе на них смотру. пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
тропы, стилистические фигуры:
афоризмы: в человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. обращения: друг мой сердечный. и ведомо, батюшка. риторические вопросы: а извозчики-то на что ж? каково это риторические восклицания: ах, мой батюшка!
признакисатиры и юмора: создание комических ситуаций: драка простаковой со скотининым, урок , "экзамен" митрофана. алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), иронию и намёки. зоологизация: любовь скотинина к свиньям; вральман видит в простаковых «лошадок». таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
противопоставленных частей: у предводителя и расправа с солдатом. вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «после » .
светлые, радостные краски , беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. в первой части рассказа чудесный , прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» вареньки. после краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.
на первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на и истинное лицо после . но значение рассказа глубже. в сцене полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. однако, «воинский начальник типа старого служаки» , полковник убежден, что «все надо по закону» : и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. полковник искренен и на , когда танцует с любимой дочерью, и после , когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается иван васильевич. юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . свою жизнь он посвятил тому, чтобы другим людям: «скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».