О проблеме чести и достоинства в повести "Капитанская дочка" можно рассказать на примере характеров и поступков двух офицеров: Петра Гринёва и Алексея Швабрина.Пётр предстаёт в начале повествования типичным недорослем, но в нём чувствуются задатки хорошего, порядочного человека, заложенные в семье. Он добр и дарит мужику его и слугу Савельича в буран от верной гибели, заячий тулуп. Он дерётся за честь капитанской дочери на дуэли со Швабриным, который опорочил девушку. Он, не боясь смерти, не отрекается от служения Отечеству и остаётся верным присяге, данной императрице, отказываясь подчиниться воле самозванца Пугачёва. Наконец, рискуя жизнью, бросается Машу из Белогорской крепости, занятой мятежниками и остаётся верен своей любви наперекор родителям. Всё это говорит о том, что по мере взросления Пётр Гринёв из юноши вырос в смелого, верного, честного и отважного мужчину и офицера, служащего Родине верой и правдой, не уронившего чести и достоинства в самых трудных ситуациях. Отправляя сына служить, старший Гринёв напутствовал его "Береги платье снову, а честь -- смолоду". Пётр выполнил наказ отца.Не таков Швабрин, мелкий завистник и сплетник, который был сослан в Белогорскую крепость за убийство на дуэли. Швабрин распускал слухи о семье коменданта Миронова, присягнул на верность Пугачёву, держал Машу Миронову в плену, склоняя к замужеству, и оклеветал Петра, заявив, что тот является пособником самозванца. Из-за трусости и малодушия Швабрин стал предателем, чем уронил своё достоинство и замарал человеческую и офицерскую честьНравственный выбор Гринёва -- служить Отечеству и быть верным своей любви.О нравственном выборе Швабрина сказать нечего, потому что он -- безнравственный человек.
Главная мысль стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Морская царевна" : ложь и злой умысел могут маскироваться льстивыми словами.
Царевича, купавшего в море коня, заманивает русалка. Сначала царевич плывет на зов, несмотря на то, что конь чует неладное. Молодому человеку хочется смотреть на красавицу, а она уж и коня его за узду схватила. Но царевич решает похвастаться друзьям своей находкой. Он выносит русалку на берег и не понимает смущения товарищей. Оглянувшись видит, что морская царевна превратилась в омерзительное морское чудовище, глаза которого смотрят на него с укором.
Стихотворение учит быть осторожным в обращении с другими людьми, различать ложь и правду, не верить необоснованным обещаниям малознакомых.
Мне кажется, что оно также учит, что не надо хвастать. Учит сдержанности, такту, тому, что не надо навязывать свою волю. Русалка плакала и умоляла царевича оставить ее в родной стихии, но он захотел показать добычу друзьям. На песке без воды она, став чудовищем, погибает: красота погублена ради потехи.
Главная мысль стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Морская царевна" : ложь и злой умысел могут маскироваться льстивыми словами.
Царевича, купавшего в море коня, заманивает русалка. Сначала царевич плывет на зов, несмотря на то, что конь чует неладное. Молодому человеку хочется смотреть на красавицу, а она уж и коня его за узду схватила. Но царевич решает похвастаться друзьям своей находкой. Он выносит русалку на берег и не понимает смущения товарищей. Оглянувшись видит, что морская царевна превратилась в омерзительное морское чудовище, глаза которого смотрят на него с укором.
Стихотворение учит быть осторожным в обращении с другими людьми, различать ложь и правду, не верить необоснованным обещаниям малознакомых.
Мне кажется, что оно также учит, что не надо хвастать. Учит сдержанности, такту, тому, что не надо навязывать свою волю. Русалка плакала и умоляла царевича оставить ее в родной стихии, но он захотел показать добычу друзьям. На песке без воды она, став чудовищем, погибает: красота погублена ради потехи.
Есть над чем задуматься царевичу и нам.
«Морская царевна» Михаил Лермонтов
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.
Вышла младая потом голова,
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.
Мыслит царевич: «Добро же! постой!»
За косу ловко схватил он рукой.
Держит, рука боевая сильна:
Плачет и молит и бьется она.
К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет:
«Эй вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя…
Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?»
Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.
Видит, лежит на песке золотом .
Чудо морское с зеленым хвостом;
Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит;
Пена струями сбегает с чела,
Очи одела смертельная мгла.
Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек…
Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!
1841 г.