КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.
Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы: действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н. Чернышевский в романе "Что делать? ");
Автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую) , художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером) , события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т. д. ; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А. Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И. Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М. Горького) ;
Автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова) ;
Нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т. д. ; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения; автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";
Композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т. д. ) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М. Цветаевой, В. Маяковского и др. ; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");
Нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.
Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы:
действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н. Чернышевский в романе "Что делать? ");
Автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую) , художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером) , события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т. д. ; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А. Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И. Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М. Горького) ;
Автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова) ;
Нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т. д. ; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;
автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";
Композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т. д. ) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М. Цветаевой, В. Маяковского и др. ; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");
Нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.