Служил на кавказе офицер жилин. пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. но по дороге его и ещё одного офицера костылина схватили татары. случилось это по вине костылина. он должен был прикрывать жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. костылин оказался предателем. татарин, который взял в плен офицеров, продал их другому татарину. пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. костылин послушался, а жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама жилина жила бедно. сидели жилин с костылиным в сарае целый месяц. к жилину привязалась хозяйская дочка дина. она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. жилин стал раздумывать, как им с костылиным бежать из плена. вскоре он начал делать подкоп в сарае.однажды ночью они сбежали. когда вошли в лес, костылин стал отставать и ныть — ему сапогами ноги натёрло. из-за костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. жилин всё равно не отчаялся. всё думал, как ему убежать. спасла его дина. ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней жилин вылез наверх. а костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с жилиным. он был добр к девочке, и она к нему привязалась. жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка мешала. когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, . жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. увидали они жилина и бросились к нему. так сердце у него и оборвалось. замахал жилин руками, закричал что было духу своим: «братцы! выручай! братцы! ». услыхали жилина казаки и бросились наперерез татарам. испугались татары, не доехав до жилина стали останавливаться. так и спасли казаки жилина. рассказал им жилин о своих приключениях, а потом говорит: «вот и домой съездил, женился! нет, уж видно не судьба моя». остался жилин служить на кавказе. а костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. еле живого .
Мастерство Крылова-баснописца остается непревзойденным. Ему удалось условно-дидактический жанр сделать формой подлинно реалистических произведений, предварив многие открытия Грибоедова и Пушкина. В баснях Крылов использовал весь предшествующий литературный опыт: от драматургии он берет остроту и динамичность сюжета, мастерство в построении диалога, речевую характеристику персонажей; от прозы — простоту и естественность рассказа, психологическую достоверность мотивировки поведения героев; от фольклора — народные образы и язык. Именно язык басен Крылова стал подлинным открытием для русской литературы, проложившим дальнейшие пути развития прозы, драматургии и поэзии. До него никто не писал так просто, доступно и метко. Основа языка басен Крылова — это народный разговорный язык с обильным включением просторечий («горланит вздор», «не впрок», «дыханье сперло»), фразеологизмов, пословиц и поговорок («Дело мастера боится», «Ласточка одна не делает весны»). Недаром Белинский увидел в баснях Крылова черту, вообще свойственную русскому человеку коротко, ясно и вместе кудряво выражаться». Великий русский баснописец пополнил русский язык множеством афоризмов и крылатых выражений («Слона-то я и не приметил», «А ларчик просто открывался», «Да воз и ныне там»), прочно вошедших в речь и обогативших современный русский язы