Какие выразительные средства используются в отрывке? «Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали в густой зелени, и ёлка..так манила сорвать растущие на ней цветы и плоды»
Яслышал эти рассказы под аккерманом, в бессарабии, на морском берегу.однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. это делало женщин странными и сказочными. они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее.кто-то играл на девушка пела мягким контральто, слышался был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно дождем. еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. и все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.— что ты не пошел с ними? — кивнув головой, спросила старуха изергиль.время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.— не хочу, — ответил я ей.— стариками родитесь вы, . мрачные все, как боятся тебя наши а ведь ты молодой и взошла. ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой. на нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. по степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.— смотри, вон идет ларра! я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестер, — она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.— никого нет там! — сказал я.— ты слеп больше меня, старухи. смотри — вон, темный, бежит степью! я посмотрел еще и снова не видел ничего, кроме тени.— это тень! почему ты зовешь ее ларра? —потому что это — он. он уже стал теперь как тень, — nopal он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. вот что может сделать бог с человеком за расскажи мне, как это было! — попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях.и она рассказала мне эту сказку. «многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.вот какая щедрая земля в той стране! там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. тогда пошли искать девушку, но — не нашли ее. и забыли о ней, как забывают обо всем на земле».старуха вздохнула и замолчала. ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний. море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах.«но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. и, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. вот его сын, а отца нет уже, когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. и разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе.
Портретные зарисовки даны всего лишь несколькими штрихами, но очень яркими и колоритными. Ситцевая крахмальная рубаха и расстёгнутая жилетка только дополняют полупьяное лицо золотых дел мастера Хрюкина. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски - «вышеописанный человек». Перед нами привычный обыватель, который ничего интересного из себя не представляет, но претендует на нечто изысканное. (Работа над словом Обыватель. Обыватель – человек, живущий мелкими, личными интересами) Поднятый вверх палец, который «имеет вид знамения победы», тоже придает внешности Хрюкина особый комизм.) Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.
Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.